муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система
города Гатчины
муниципальное образование
"Город ГАТЧИНА"

Аэродром. Александровская слобода

А. И. Куприн » С Куприным по Гатчине »

Аэродром

В 1910 году на бывшем военном поле был сооружен первый в России военный аэродром. На базе учебного аэродрома был организован авиационный отдел офицерской воздухоплавательной школы, преобразованный в 1914 году в Гатчинскую военно-авиационную школу. Куприн восхищался «новой породой людей, похожих на свободных, сильных и гордых птиц». Он хорошо знал многих летчиков авиационной школы, дружил с ними, поднимался в небо. Писатель посвятил первым русским летчикам рассказы и очерки: «Мой полет», «Потерянное сердце», «Сашка и Яшка», «Люди-птицы», «Над землей», «Сны». «Из Гатчинской авиационной школы вышло очень много превосходных летчиков, отличных инструкторов и отважных бойцов за родину»(«Потерянное сердце»).

В 1913 году в газете «Гатчина» было опубликовано стихотворение Куприна «Из глубины души». Оно посвящено военному летчику–инструктору авиационной школы штабс-капитану К. К. Цамая, который погиб 16 июля 1913 года при выполнении тренировочного полета на гатчинском аэродроме.

1917 году Куприн написал очерк «Люди-птицы», посвященный пилоту Н. К. Коновалову. В основу очерка легли впечатления от встреч с летчиками школы и ощущения от полета на аэроплане «Фарман» над гатчинским аэродромом.

«Солнце уже село, когда мы доехали в автомобиле до аэродрома. К ангарам трудно пройти из-за густой грязи. Кое-где почва выложена свежесрезанными дернинами, из-под которых хлюпает и брызжет вода. «Это правда, - отвечал К. на мое замечание, - поле неважное для полетов, но идеального все равно не найдешь. Да с этим неудобством мы, впрочем, миримся. А вот где наше горе: видите, посредине поля торчит кучка деревьев? Пять, шесть никому не нужных деревьев, но приходятся они на самом вираже, и если бы вы знали, сколько из-за них пригробилось аппаратов и сколько поломано рук и ребер. А срубить не позволяют: говорят, что на них открывается милый, а главное, давно привычный вид из какого-то дворцового окна».

В 1917 году Куприн проходил службу в авиашколе, в письме к И. А. Арапову он сообщает: «Я лето и осень служил в авиации офицером».

Александровская слобода

С аэродромом граничит Киевский район Гатчины. Первоначальное название района – Динабургская слобода, возникшая в 1863 году, когда здесь были выделены участки для строительства усадеб. В 80-х годах XIX века слобода была переименована в Александровскую в честь императора Александра II.

Возможно, именно здесь, в одном из домов, сделана фотография, запечатлевшая Куприна с гатчинскими железнодорожниками. Рядом находилось железнодорожное депо, рабочие которого жили в этом районе. Об этом свидетельствуют воспоминания писателя Леонида Ильича Борисова.

«Много лет назад на окраине Александровской слободы (ныне М. Колпаны), что находится в полукилометре от станции Гатчина - Балтийская, против кирки с медным петухом на невысоком шпиле стоял одноэтажный дом сцепщика Николая Васильевича Кольцова. При доме был маленький огород, а в нем однооконная уютная банька. Три - четыре раза в месяц мылся в ней Александр Иванович Куприн – он жил в Гатчине, на Елизаветинской улице (ныне ул. Достоевского).

<…> Познакомиться с ним не представляло труда – Александр Иванович был человеком общительным, его знала и любила вся Гатчина; он расточительно помогал каждому, кто приходил к нему с той или иной просьбой. Мне, шестнадцатилетнему юнцу, захотелось получить автограф Куприна, и с этого началось знакомство.

             С такого же рода просьбой обратился в свое время к Куприну и Николай Васильевич Кольцов. Получив фотографическую карточку с краткой надписью – такому-то «на лицезрение», Николай Васильевич дополнительно попросил дать отзыв о литературном труде своем, носившем название «Размышления о жизни». Куприн прочел рукопись, очень заинтересовался автором, подружился с ним и стал частым его гостем – и в доме, и в баньке. В свою очередь и Николай Васильевич частенько захаживал к Куприну, нередко брал у него книги домой».

Мариенбург, Егерская слобода, Зверинец, Аэродром


↑ Наверх