муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система
города Гатчины
муниципальное образование
"Город ГАТЧИНА"

Авиация и авиаторы

Страница краеведа » Адреса воинской славы Гатчины

Гатчинский аэродром

По Киевской улице и Старой дороге мы отправляемся к микрорайону Аэродром. Эта территория на южной окраине Гатчины долгое время использовалась в военных целях и в исторических документах XIX – начала XX  упоминается как Военное поле.

После воцарения Павла I на престоле Гатчина стала местом военных маневров. Как правило, они проходили в начале сентября в окрестностях Гатчины, на пространстве между дворцом и Малыми Колпанами. В маневрах 1800 года принимали участие генералы от инфантерии Михаил Илларионович Кутузов и Петр Иванович Багратион, генерал от кавалерии Петр Алексеевич фон дер Пален.

Император Николай I также увлекался военным делом, парадами, маневрами. Во время проведения маневров вблизи кирхи в д. Малые Колпаны разбивали лагерь, где в палатке император оставался на ночлег.

Затем на Гатчинском военном поле проходили учения Кирасирского полка, маневры, парады и смотры. Когда полк убывал из Гатчины, на военном поле устраивались ярмарки и увеселения. После открытия на Военном поле аэродрома между кирасирами и авиаторами происходили скандалы, когда во время полковых учений в небе появлялся «фарман» и пугал лошадей, заглушал команды и сигналы трубачей.

В 1909 году совет Всероссийского аэроклуба обратился к министру двора с просьбой разрешить клубу пользоваться гатчинским военным полем, «являющимся единственным местом из окрестностей Санкт-Петербурга для безопасного производства опытов с летательными аппаратами». Разрешение последовало, но у аэроклуба не оказалось денег на постройку ангара. Этим воспользовалось Первое русское товарищество воздухоплавания, облюбовавшее гатчинское поле для испытания строившихся на заводе самолетов. Товарищество возвело ангар, в котором разместился единственный аэроплан, приобретенный на паях членами аэроклуба.

Осенью 1909 года начались работы по подготовке поля к полетам, строительство ангаров для аэропланов и служебных помещений. Впервые самолет взлетел с гатчинского аэродрома 24 (11 по ст. ст.) октября 1909 года, когда французский механик Ж. Леганье совершил демонстративный полет на самолете «Вуазен», пролетев около 1,5 километра на высоте 10 метров. В мае 1910 основные работы по устройству аэродрома были завершены, на восточной окраине аэродрома вырос комплекс зданий – ангары для самолетов, мастерские, бензохранилище, метеостанция. Официально аэродром был открыт 26 марта 1911 года. Возглавил его Георгий Георгиевич Горшков, первый в России военный летчик-инструктор.

Летное поле Гатчинского аэродрома, вид на запад. 1910-1914 ( по м-лам книги Долгов В. И. Аэродромы на гатчинской земле. 1908-2016.)

В октябре 1910 года на аэродроме Петербургской офицерской воздухоплавательной школы в Гатчине было начато обучение полетам офицеров-воздухоплавателей. В 1911 году при этой школе был учрежден авиационный отдел для подготовки военных летчиков, который в июле 1914 года был реорганизован в Гатчинскую военную авиационную школу. Организацию русского военного воздухоплавания возглавляли генерал-лейтенант Александр Матвеевич Кованько и авиаконструктор, военный летчик Сергей Алексеевич Ульянин. В авиационной школе были подготовлены триста сорок два летчика. Среди них: П. Н. Нестеров, А. А. Казаков, Е. Н. Крутень, Б. Н. Кудрин, Я. И. Нагурский и другие известные летчики, ставшие героями в Первую мировую войну.

Кроме того, частная авиашкола «Гамаюн» С. С. Щетинина (с 1911 года школа Первого Российского товарищества воздухоплавания) также обучала летчиков. В нее принимали всех желающих, как военных, так и гражданских лиц. Среди первых ее выпускников - первая русская авиатрисса Л. В. Зверева, К. К. Арцеулов, впервые в мире победивший коварное аэродинамическое явление, «штопо

Гатчинский аэродром был не только учебным центром, но и научно-исследовательским авиационным полигоном, где испытывались первые отечественные аэропланы, создавалось и проверялось на практике самолетное оборудование. Здесь находились мастерские авиаконструктора Я. М. Гаккеля и проходили испытания самолетов. На гатчинском аэродроме проходили первые пробы использования авиации в военных маневрах и научных целях. Впервые был опробован опыт беспроволочной связи в авиации.

С 1 апреля 1918 года Гатчинская авиашкола получила название «Социалистическая авиашкола рабоче-крестьянского красного воздушного флота». Вскоре школу эвакуировали в Самару. На аэродроме разместились части военно-воздушных сил Красной армии. В их числе знаменитая 1-я Краснознаменная истребительная авиационная эскадрилья, в которой в 1926-1928 годах служил В. П. Чкалов. В эскадрилье начинал свою службу А. К. Серов, будущий Герой Советского Союза. В 1933-1934 годах в Красногвардейске проходил службу известный советский летчик-истребитель С. И. Грицевец.

В 1930-е годы на гатчинском аэродроме работали над созданием методики и инструкций для массового обучения личного состава первых воздушно-десантных подразделений, проводились экспериментальные исследования прыжков с парашютом с различных высот и разных положений самолета. На аэродроме осуществлялись массовые тренировки парашютистов. С этой целью сигнальная башня дворца использовалась в качестве парашютной вышки. В Красногвардейске проходил службу летчик-парашютист Н. А. Евдокимов. Он установил несколько всесоюзных и мировых рекордов по прыжкам с парашютом, а также впервые в мире выполнил затяжной прыжок, разработал стиль свободного падения в воздухе «ласточка», который был принят на вооружение парашютистами-спортсменами всего мира. В Гатчине Николай Александрович прожил несколько лет. Похоронен Н. А. Евдокимов на гатчинском кладбище. На доме 8/10 по улице Горького, находящемся на месте дома, в котором жил Евдокимов, установлена мемориальная доска. В микрорайоне Аэродром недавно появился переулок Н. Евдокимова.


218 Авиационный ремонтный завод (ул. Григорина, д. 7А)

В непосредственной близости от летного поля были возведены большие ангары для самолетов, караульное помещение, склады. На территории бывшего «конюшенного корпуса» размещалась специальная авиационная мастерская, производившая текущий и капитальный ремонт авиамоторов и самих самолетов.

218 Авиационный ремонтный завод был создан в августе 1941 года на основании постановления Военного Совета Северного фронта как 2-я подвижная авиационная ремонтная база ВВС Ленинградского фронта, которая базировалась первоначально в Ленинграде. В Гатчину авиаремонтная база переведена в конце 1944 года. Сейчас это крупнейшее производство по ремонту и техническому обслуживанию авиационных двигателей и их комплектующих на Северо-Западе России. Сотрудники завода чтут славные авиационные традиции, заложенные в начале XX века, и многое делают для увековечивания гатчинских страниц истории авиации.

Перед проходной 218 Авиационного ремонтного завода 3 августа 2001 года был открыт памятник «Первому летчику России». Первым дипломированным пилотом России был Михаил Никифорович Ефимов. Он учился летному делу в Аэроклубе Франции. Возвратившись в Россию, стал инструктором, обучал полетам на аэропланах русских летчиков. Впервые осуществил крутые виражи, пикирование и планирующий полет с выключенным двигателем, совершил первые в мире ночные полеты, установил мировой рекорд продолжительности полета с пассажиром. М. Н. Ефимов занимался изобретательской деятельностью, задумав построить аэроплан своей конструкции. Он выступал на авиационных состязаниях, занимая призовые места. В 1911 и 1913 годах Ефимов поднимался в небо с гатчинского аэродрома. В Первую мировую войну находился в действующей армии в качестве летчика-охотника. Здесь он выполнял смелые рейды по неприятельским тылам, дерзко и успешно бомбил и фотографировал позиции противника.

источник фото - https://visitgatchina.com

Авторы памятника - петербургский скульптор В. Ф. Онешко, гатчинский архитектор Ю. Ш. Кинцурашвили.

В бывших корпусах завода, в придворно-конюшенной части, возведенной по проекту архитектора Н. В. Дмитриева, находится Музей истории авиационного двигателестроения и ремонта.

Источник фото - www.museum.ru/M3031

Музей был создан коллективом Авиационно-ремонтного завода с целью показа достижений двигателестроения и ремонта. Открытие музея состоялось в августе 2002 года и было приурочено к празднованию 90-летия образования Военно-воздушных сил России. В музее разместились полномасштабные макеты авиационных турбореактивных, турбовинтовых, турбовальных двигателей послевоенного производства, ремонтировавшихся ранее или ремонтирующихся сегодня. В настоящее время музей преобразован в Учебно-исторический класс авиационного двигателестроения и ремонта, где представлены авиационные двигатели конструкторских бюро–разработчиков (заводов-изготовителей). Также открыта информационная постоянная выставка, показывающая современные достижения в области ремонта авиационной техники. На здании учебно-исторического класса завода 12 августа 2019 года была открыта мемориальная доска директору 218 Авиационного ремонтного завода, Почетному гражданину Ленинградской области Александру Владимировичу Игнатьеву. Он руководил предприятием с 1998 года практически до своей кончины в 2018 году и превратил его в одно из наиболее успешных предприятий отрасли.


 Рядом с Авиационным ремонтным заводом установлен памятник-макет самолета «Фарман».

Источник фото - https://visitgatchina.com

Одними из первых самолетов, доставленных на новый аэродром в Гатчине, были два самолета «Фарман». На нем учились летать первые российские авиаторы. На самолете этого типа был выполнен первый перелет из Санкт-Петербурга в Гатчину осенью 1910 года. Полет совершил Евгений Владимирович Руднев, один из первых военных летчиков, обучавшийся в Гатчинской авиашколе. Памятник, посвященный столетию первого военного аэродрома России, представляет собой уменьшенную модель аэроплана «Фарман». Памятник открыт 18 сентября 2010 года.


Казармы солдат авиационных частей располагались в бывших казармах Кирасирского полка (ныне здание Военно-морского архива). Курсанты размещались в Арсенальном и Кухонном каре дворца.


Недалеко от аэродрома были построены жилые дома для семей командного состава. Они сохранились до наших дней. Это два дома на ул. Киевская 4А и 4Б у Приоратского парка, дом 26 на углу улицы Нестерова и Красноармейского проспекта, дома 15, 17, 19,  40 на Красноармейском проспекте.

В годы Великой Отечественной войны аэродром использовался немецкой авиацией, рядом с аэродромом находился лагерь военнопленных. Их привлекали к работам по ремонту и содержанию аэродрома. 26 января 1944 года Гатчина была освобождена. На аэродроме было повреждено летное поле, сгорели деревянные постройки. В феврале – июне 1944 года на гатчинском аэродроме базируется 58-й авиаполк 276-й Гатчинской  бомбардировочной авиационной дивизии, участвовавшей в освобождении города.

Военные летчики использовали аэродром до 1963 года, затем он служил в качестве взлетно-посадочной площадки для самолетов сельскохозяйственной авиации.

С конца 70-х годов на месте бывшего аэродрома развернулось жилищное строительство. Сегодня «Аэродром» - жилой микрорайон города Гатчины. Здесь сохранились небольшие служебные здания, развалины ангаров, элементы летного поля - остатки рулежных дорожек и взлетно-посадочной полосы. Память об авиационных страницах в истории Гатчины сохраняют экспозиции музеев, памятники, мемориальные доски, названия улиц. В городе создается Гатчинский музей истории военной авиации (ул. Балтийская, д. 4).


В память о гатчинском аэродроме и летчиках, которые здесь впервые поднялись в небо, около бывшей взлетной полосы был установлен памятник авиаторам и воздухоплавателям - самолет МИГ-21. Он был открыт 17 августа 2003 года.

Память гатчинских авиаторов увековечена в ряде названий улиц города: бульвар Авиаторов, улица авиатриссы Л. Зверевой, улица генерала В. Сандалова, улица В. Гречишкина, улица А. Перегудова, улица Красных Военлетов, улица П. Нестерова, улица М. Рысева, улица М. Слепнева. В 2019 году появились проезд Парашютистов, аллея Воздухоплавателей. В 2020 году на карте города появился проезд Б. Чухновского. Он назван в честь выпускника гатчинского Реального училища - полярного летчика, исследователя Арктики, Героя Советского Союза Бориса Григорьевича Чухновского.


О летчиках, связанных с Гатчиной, напоминают мемориальные доски на стенах школы № 4 имени Героя Советского Союза генерал-майора авиации В. А. Сандалова (ул. Чкалова, д. 4). Сандалов в 1921–1924 годах учился в трудовой школе II ступени им. В. И. Ленина (ныне школа № 4). 30 лет своей жизни он отдал авиации, изучил и испытал 17 типов самолетов, прошел путь от курсанта до заместителя командующего военно-воздушными силами военного округа. В годы Великой Отечественной войны защищал Ленинград, сражался в небе над Гатчиной. В этой школе учились полярный летчик, исследователь Арктики Б. Г. Чухновский, Герои Советского Союза В. А. Ширяев, повторивший подвиг капитана Гастелло, летчик-истребитель, Герой Советского Союза С. В. Макаров.


На улице Матвеева установлена мемориальная доска летчику авиации Черноморского флота Георгию Ивановичу Матвееву.

Котельниково (Сализи)

За Мариенбургом находился еще один плоский участок территории у деревни Сализи, где было решено устроить Учебный полигон Воздухоплавательного парка. В октябре 1909 года там начались работы по оборудованию полигона для дирижаблей и аэростатов. В Сализи находились и испытывались воздушные корабли, построенные на русских заводах. Среди них: крупнейший управляемый аэростат «Гигант», построенный в России, дирижабль полужесткой конструкции, созданный по проекту инженеров А. М. Кованько и А. И. Шабского.

19 июня 1912 года у воздухоплавательного парка производились испытания первого в мире авиационного ранцевого парашюта, созданного Г. Е. Котельниковым. В честь этого события в сентябре 1949 года деревню Сализи переименовали в Котельниково. В деревне установлен памятный знак. В Гатчине на Аэродроме есть переулок Г. Котельникова.


После Октябрьской революции в Сализи базировались дирижабли Рабоче-крестьянского Красного воздушного флота. 3 января 1921 года состоялся первый полуторачасовой полет советского дирижабля «Красная звезда» под управлением пилота В. Л. Нижевского. С 15 апреля по 5 мая 1926 года здесь останавливался итальянский дирижабль «Норвегия». Он проходил техническое обслуживание и подготовку к перелету на Северный полюс.


↑ Наверх