муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система
города Гатчины
муниципальное образование
"Город ГАТЧИНА"

Улица Жемчужина, дом № 1. Гатчинские кирасиры

Страница краеведа » Гатчина музыкальная

Музыкальную жизнь Гатчины невозможно представить без оркестров воинских частей, находившихся в городе. Гатчинцев будили военные музыкальные сигналы, они слышали марши, сопровождающие прохождения полка по улицам. Военные оркестры давали концерты в парках, принимали участие в музыкальных вечерах. Под их музыку гатчинская молодежь танцевала на балах, каталась на катке. Военные оркестры существовали при каждом пехотном и кавалерийском полку, для подачи сигналов предназначались барабанщики и трубачи. С 1870 года при императорской охоте в Гатчине существовал оркестр духовой музыки, и музыканты входили в число штатных служителей императорской охоты.

23-я артиллерийская бригада имела свой оркестр под управлением капельмейстера Николаева. Бригада с 1883 года размещалась в казармах, находящихся у Ингербургских ворот. Здания были сооружены в 1829–1931 годах по проекту архитектора В. А. Глинки и перестроены в 1878–1891 годах по проекту военного инженера и архитектора И. К. Клодницкого. Был возведен отдельный флигель, в котором находилось офицерское собрание. Здание располагалось на углу улицы Ингербургской (ул. 7 Армии) и проспекта Императора Павла I (пр. 25 Октября). Здесь проходили репетиции и выступления оркестра.

На концертах в Гатчине выступал хор Гатчинской военно-авиационной школы. Репортеры гатчинских газет отмечали стройность исполнения русских и малороссийских песен и хороший подбор голосов.

Наибольшей популярностью пользовались оркестры Лейб-гвардии кирасирского ее величества полка. В Гатчине полк был расквартирован с 1822 года до сентября 1914-го. Полковые казармы размещались на месте бывших дворцовых конюшен, строительство которых начато архитектором Винченцо Бренной в 1798 году, завершено в конце 1800 года архитектором Андреяном (Адрианом) Дмитриевичем Захаровым. В 1830-х годах конюшни перестроены под казармы Кирасирского полка под руководством архитектора Д. Висконти. За время пребывания полка в Гатчине сформировался целый комплекс зданий, состоящий из казарм с церковью, офицерского собрания, зданий полкового лазарета и многих хозяйственных и складских строений. Сейчас в главном корпусе архитектурного ансамбля казарм на Красноармейском проспекте, дом 2 (бывший Екатеринвердерский проспект) находится Центральный военно-морской архив.

В этом здании в 50-х годах XIX века было обустроено офицерское собрание, где могли храниться музыкальные инструменты и происходили выступления оркестров. В конце XIX века было решено построить новое здание офицерского собрания, которое сохранилось до наших дней (ул. Жемчужина, дом № 1). Освящение офицерского собрания состоялось в 1897 году, оно было приурочено к полковому празднику. 22 мая (9 мая по ст. стилю), ежегодно, в день перемещения мощей Святителя Николая Чудотворца, отмечался праздник синих кирасир, на котором присутствовали шефы полка, иногда императоры — Александр III, позднее — Николай II. Начинался праздник с церковной службы. Затем на плацу перед дворцом проходил парад. В офицерском собрании устраивалась торжественная трапеза. Заканчивался праздничный день музыкальной программой.

За исключительные заслуги на поле сражения полк был отмечен «музыкальными» знаками отличия — наградными серебряными трубами и литаврами, подача сигналов которыми осуществлялась в особо торжественных случаях.

Духовой оркестр Кирасирского полка, так называемый «полный хор трубачей», исполнял музыкальные произведения при строевом обучении войск, во время воинских ритуалов, торжественных церемоний, а также во время концертов. Термин «хор» в XIX веке (и даже в начале XX) упоминался для названия различных оркестров. Оркестр комплектовался из нижних чинов, состоящих на срочной службе, частью по вольному найму, а также воспитанниками школы солдатских детей. Полковая школа солдатских детей — военное учебное заведение, дававшее начальное образование для детей лиц солдатского сословия, располагавшееся в полку. В школе Кирасирского полка воспитанников обучали игре на духовых и струнных инструментах.

О выступлениях кирасиров часто упоминается в газетных заметках тех лет и в мемуарах современников. Например, в воспоминаниях о поездке в Гатчину в 1852 году детской писательницы Александры Осиповны Ишимовой: «За Приоратом раскидывается прекрасный парк, замечательный какою-то дикостью, и смотря на него, мы внимали звукам раздававшейся вдали военной музыки, которая бывает здесь по праздникам, — а в тот день было воскресенье. От Приората мы приближались к дому командира кирасирского полка, и здесь вблизи долго слушали звуки труб. Музыканты играли на балконе квартиры своего командира, находящейся против ворот сада; в саду на дальней высокой террасе сидели кирасирские офицеры и юнкера, проходившие мимо ворот по аллее; звоном своих шпор они обращали внимание немногочисленного собрания зрителей, стоявших у ворот и слушавших музыку».

Дом для командиров Кирасирского полка был построен в 1825 году в начале Большого проспекта (пр. 25 Октября) напротив Адмиралтейских ворот. Он представлял собой типичный усадебный дом, центральный корпус которого украшали колонны и фронтон над ними. К боковым флигелям шли полукруглые одноэтажные галереи. Дом был деревянным и располагался на месте современного Дома культуры, ближе к проспекту и лицом к дворцу. Он сгорел в октябре 1919 года, во время вступления в город войск Юденича.

Генерал Михаил Андреевич Свечин, который служил в Кирасирском полку, в своих мемуарах описал другой эпизод из традиций духового оркестра: «Сверх церемонии вечерней зари у нас установился обычай в Гатчинском дворцовом карауле, по субботам к этой церемонии присоединить хор наших трубачей, который, после того как трубач караула сыграл «зарю» и до прочтения молитвы, трубачи играли кусок прекрасной мелодии, которую мы называли датской зарей, но этим она вовсе не была. Этот порядок, как говорили старшие, установил Александр III. И всякую субботу, в 9 часов, время вечерней зари, сам с супругой и семьей подходил к окну, выходящему над гауптвахтой, выслушивал всю церемонию».

Синие кирасиры имели единственный в частях гвардейской кавалерии струнный оркестр. Он был создан в 1892 году, инициаторами его основания стали капельмейстер полка К. И. Весели и Павлов, заведующий школой воспитанников солдатских детей. Первый концерт был дан 26 декабря 1893 года на новогодней елке в полковом манеже. С расширением репертуара оркестр стал выступать в дворцовом и Приоратском парках, в частных домах, в Общественном собрании. С концертами оркестр приглашали в Петербург и другие города России. Часто музыканты играли в Гатчинском дворце за воскресным завтраком, исполняя, помимо программы, номера по личной просьбе их величества. Каждый торжественный обед сопровождался музыкой. Одновременно с меню обеда печаталась также программа музыкальных номеров. В программе концерта во время обеда по поводу юбилея Лейб-гвардии кирасирского ее величества государыни императрицы Марии Федоровны полка в 1905 году упоминаются сочинения капельмейстера полка Игнатия Богуславовича Гибша: «Торжественный марш в память XXV-летия августейшего шефства ее императорского величества государыни императрицы Марии Федоровны» и вальс «Царицыны кирасиры».

Полковой капельмейстер отвечал за всю музыкальную деятельность в полку, руководил обучением и подготовкой музыкантов, сочинял музыкальные произведения к торжественным мероприятиям. Оркестр имел хорошую нотную библиотеку и много ценных инструментов, среди них - альт работы известного французского мастера Дразе, скрипка, выполненная Николо Амати, серебряный корнет-а-пистон мастера Куртуа. С 1895 года оркестром руководил В. Г. Ваксман, окончивший консерваторию в Праге. Оркестр состоял из 52 человек, в его состав входили музыканты духового оркестра, воспитанники полковой школы и вольнонаемные музыканты. Успех, которым пользовался оркестр, был обязан разнообразию репертуара и тонкой игре.

            В 1895 году по инициативе ротмистра Михаила Яковлевича Авенариуса в полку был образован хор балалаечников. Для участия в оркестре были отобраны рядовые, кто до поступления на службу играл на музыкальных инструментах. В книге «История Лейб-гвардии кирасирского ее величества государыни императрицы Марии Федоровны полка» записано: «Первая публичная проба в офицерском собрании дала отличные результаты и сразу же заслужила одобрение всех офицеров полка». Исполняли самый разнообразный репертуар, включающий русские песни, цыганские романсы и вальсы. К концу 1898 года репертуар хора достиг 124 произведений, которые исполняли наизусть. Помимо офицерского собрания выступали в частных домах, на благотворительных базарах. Были приглашены с концертом и в гатчинский дворец. Императрица Мария Федоровна отозвалась о выступлении, как «о чудной их игре и необычайной памяти».

В начале 1914 года капельмейстера полка И. Б. Гибша перевели в Печерский полк, на его место был назначен А. А. Шкляревский, в прошлом воспитанник Сиротского института. По отзывам современников он был опытным и талантливым дирижером, к тому же в совершенстве владевшим игрой на мандолине.


↑ Наверх