муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система
города Гатчины
муниципальное образование
"Город ГАТЧИНА"

Гатчинский Дворец и парк

Страница краеведа » Гатчина музыкальная

Гатчинский дворец — первая музыкальная площадка нашего города, со второй половины XVIII века он становится центром музыкальной жизни. Дворец построен в 1766–1781 годах по проекту архитектора А. Ринальди для графа Г. Г. Орлова. С 1783 года принадлежал великому князю Павлу Петровичу. Павел I любил музыку, играл на клавесине, в заграничном путешествии посещал оперы и концерты. Его дочери, великие княжны Александра, Елена и Мария достигли больших музыкальных успехов под руководством капельмейстера Джузеппе Сарти (1729–1802). В Гатчине во дворце он поставил свою оперу «Эней в Лациуме», арии из которой звучат и сегодня. Во дворце давали балет Сарти «Любовь Флоры и Зефира». У композитора в Гатчине был участок с домом на Большом проспекте (сейчас пр. 25 Октября, на месте пристройки к зданию почты).

Как вспоминал князь И. М. Долгоруков: «По вечерам музыка в саду и разные игры: или благородный театр, или немецкий, в саду качели, кегли, свайка, в комнатах волан, жмурки, фанты, танцы и разные другие игры. Всякий ими пользовался и принимал участие во всех забавах участие». Одним из излюбленных развлечений цесаревича были театральные представления, в которых разговорные сцены чередовались с вокальными и танцевальными номерами. Первой пьесой, поставленной в Гатчине, стала комедия «Празднество сеньора», которая была написана в подарок Павлу Петровичу. Авторы текста — И. Г. Чернышев, А. А. Мусин-Пушкин и А. Ф. Виолье. Музыку для оперы написал композитор Дмитрий Степанович Бортнянский (1751–1825), воспитанник, позднее управляющий Придворной певческой капеллой в Санкт-Петербурге, один из основателей классической российской музыкальной традиции. Духовно-музыкальные произведения Бортнянского исполнялись повсеместно в течение всего XIX века, некоторые произведения — Херувимская песнь № 7, великопостное трио «Да исправится молитва моя», рождественские и пасхальные концерты — звучат в храмах и по сей день. Бортнянский создал много инструментальных сочинений: пьесы, сонаты и ансамбли для клавесина, произведения для оркестра, романсы и песни. Дмитрий Степанович находился на службе у престолонаследника Павла Петровича в качестве придворного композитора и клавесиниста, одновременно обучая музыке великую княгиню Марию Федоровну.

Успех «Празднества сеньора», игра актеров, музыка вызвали желание испробовать силы участников представления в новой опере. 11 октября 1786 года в гатчинском дворце состоялся первый показ комической оперы Бортнянского «Сокол». Представление удалось и несколько раз было повторено с большим удовольствием. Любительская труппа состояла из лиц, занимавших первые придворные должности: князь П. М. Волконский, князь Н. А. Голицын, граф Г. Г. Кушелев, граф А. А. Мусин-Пушкин. Через год на театральных подмостках «малого двора» состоялась премьера еще одной оперы Бортнянского «Сын-соперник или Новая Стратоника». Это произведение по праву можно считать лучшим творением композитора в этом жанре.

Оперы Бортнянского, представления итальянской, французской, русской придворной труппы проходили на сцене дворцового театра, который появился при великом князе Павле Петровиче в 1785 году. Его устроили на Конюшенном дворе (ныне Арсенальное каре) на месте старых орловских оранжерей. По свидетельству современников, театр был небольшим, «сцена не глубокая, и первый ряд кресел подходил почти к самой рампе». Помещение театра Павла I было перестроено в середине XIX века. В настоящее время на его месте создано современное сценическое пространство, где часто проходят концерты.

Музыка звучала в Арсенальном каре и парадных залах дворца, личных императорских комнатах. Для организации концертов, музыкальных вечеров и балов в Гатчину приезжали композиторы и музыканты. Имя композитора Осипа Антоновича Козловского (1757–1831), автора праздничного полонеза «Гром победы, раздавайся», многочисленных песен, инструментальных, хоровых и симфонических произведений, встречается среди организаторов празднества в Гатчине по случаю свадьбы великой княжны Александры Павловны в 1799 году. Музыка Александра Алексеевича Плещеева (1778–1862), композитора, драматурга, автора первых музыкальных баллад, романсов на стихи Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, П. А. Вяземского, звучала на музыкальных вечерах императрицы Марии Федоровны. Алексей Федорович Львов (1798–1870), талантливый скрипач, дирижер и композитор, автор музыки первого официального государственного гимна Российской империи «Боже, царя храни», был зачислен в личную свиту императора Николая I, сочинял пьесы для него, которые исполнялись на домашних концертах.

В Гатчинском дворце выступали: композитор, дирижер, общественный деятель Антон Григорьевич Рубинштейн (1829–1894); певица Юлия Федоровна Штуббе (1830–1915); один из лучших профессиональных концертных хоров России тех лет — хор А. А. Архангельского (1846–1924); кружок балалаечников под управлением Василия Васильевича Андреева (1861–1918) и многие другие.

Любили музицировать и все члены императорской семьи, устраивая домашние концерты для родственников и приближенных. В программу воспитания великих князей и княгинь входило обязательное музыкальное образование. Император Александр I играл на скрипке и кларнете, Николай I — на духовых инструментах. Александр III являлся тонким ценителем и большим знатоком музыки, способствовал учреждению в 1882 году оркестра «Придворного музыкального хора». Он играл на корнет-а-пистоне, участвовал в музыкальных любительских ансамблях, посещал концерты, театры. Александр III любил музыку П. И. Чайковского. Композитор приезжал 7 марта 1884 года на прием к императору в гатчинский дворец. Званые вечера, торжественные обеды в императорской семье проходили в сопровождении оркестра одного из гвардейских полков, чаще всего Кирасирского полка, или Придворного оркестра — струнного или духового.

В период правления Николая I популярной становится такая форма музыкального досуга, как концерты на открытом воздухе. Музыка все чаще стала звучать не только в залах дворца, но и в парке. На открытом пространстве Белого озера перед павильоном Венеры, где находились зрители, разыгрывались театральные и музыкальные представления, фейерверки. Другой сценой гатчинского парка стала большая терраса-пристань. Путеводители по дачным окрестностям Петербурга начала XX века как одно из достоинств дачной жизни в Гатчине отмечали: «летом в саду и в парке играет музыка». Излюбленным местом летнего отдыха гатчинцев и дачников был Приоратский парк.

Приоратский парк— пейзажный парк в южной части города, был разбит в конце XVIII века. Центром его стал Приоратский дворец, построенный на берегу Черного озера по проекту архитектора Н. А. Львова. В 1891 году на деньги гатчинских купцов в парке близ Глухого озера была обустроена эстрада для выступления музыкантов. Она представляла собой небольшой крытый деревянный павильон со сценой. Перед эстрадой были установлены удобные скамейки со спинками. Перед началом концерта продавались программы, отпечатанные в местной типографии, расписания выступлений печатались также в газетах.

Благодаря меценатам в лице Гатчинского общества взаимного от огня страхования, в начале сезона заключался договор на оплату оркестров, играющих все лето. Духовой и струнный оркестры Лейб-гвардии кирасирского ее величества полка играли по четвергам, субботам и воскресеньям с шести до девяти часов вечера. Газета «Гатчинская неделя» сообщала, что летом 1913 года в Приоратском парке и на уличных площадках в Мариенбурге будет играть оркестр 88-го пехотного Петровского полка. Даже зимой оркестры выступали на улице. Газета «Жизнь Царскосельского уезда» рассказывала, что на Черном озере два года подряд устраивается большой каток, где планируется выступление военных оркестров. С началом Первой мировой войны оркестры отбыли из Гатчины вместе с Кирасирским полком. В конце 30-х годов здание площадки для выступлений пришло в ветхость, и было разобрано.

В советские годы Гатчинский парк развивался как парк культуры и отдыха. В нем было организовано несколько концертных площадок. В 1945 году официальное открытие парка сопровождалось выступлением духового оркестра в Собственном садике. В 50-е годы была построена эстрадная площадка в районе Ботанических садов на спуске к Водному лабиринту. В выходные дни здесь выступали профессиональные музыканты и участники художественной самодеятельности, проходили праздничные концерты. В 70-е годы в павильоне Венеры был организован цикл концертов «Музыкальные встречи», посвященный старинной музыке.

В XX веке здание Адмиралтейства использовали как летний театр. Адмиралтейство (или Голландия) было построено в начале 1790-х годов, представляло собой деревянное здание на двенадцати рустованных столбах из парицкой плиты. В нем хранились парусники и ялики царской озерной флотилии. В конце XIX века Адмиралтейство использовали в качестве кладовых для хранения морского оружия и прогулочных лодок. В советское время в Адмиралтействе работал летний театр, организовывались концерты, работала танцплощадка. В 1937 году там выступал джазовый оркестр под управлением Леонида Утесова. Среди участников концертов в 1952 году в Летнем театре и на открытой площадке были молодая певица Галина Вишневская, композитор Никита Богословский. В один из выходных дней того года выступала с воспоминаниями об отце дочь Федора Шаляпина. Проходили в летнем театре концерты М. Бернеса (1958), Э. Хиля (1968), а также творческие вечера композиторов В. П. Соловьева-Седого (1950), И. И. Дзержинского (1951). Здание погибло во время пожара в 1993 году. На его месте остались лишь столбы-опоры. И сегодня в гатчинских парках проходят концерты, фестивали: «Ночь музыки в Гатчине», «Джазовые выходные», «Оперетта-парк», «Гатчинские встречи», «Русский рок в Гатчине».


↑ Наверх