муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система
города Гатчины
муниципальное образование
"Город ГАТЧИНА"

Проспект 25 Октября, дом № 2. Сиротский институт императора Николая I

Страница краеведа » Гатчина музыкальная

Гатчинский Сиротский институт императора Николая I был основан в 1803 году по инициативе императрицы Марии Федоровны как Гатчинский сельский воспитательный дом, преобразованный позднее в Сиротский институт императора Николая I. Здание института, выходящее фасадом на проспект, было построено в 1824–1828 годах по проекту архитектора Д. И. Квадри.

            В Гатчинский воспитательный дом до марта 1834 года принимали сирот — мальчиков и девочек. Именно в женских классах с 1811 года было организовано обучение музыкальной грамоте. Девочек готовили к профессии домашних гувернанток. Наиболее способных воспитанниц для продолжения образования переводили в Санкт-Петербургский воспитательный дом, чтобы в будущем они могли стать учительницами музыки. В 1825 году императрица Мария Федоровна распорядилась об обучении музыке некоторых мальчиков, «оказавших к ней охоту и способность». Для этого были отпущены деньги на жалование учителю и оснащение класса. Особый Музыкальный класс просуществовал до 1840 года. За это время его окончили 42 воспитанника, и только пятеро выбрали профессию, связанную с музыкой. Поэтому было принято решение обучать всех учащихся танцам, гимнастике и пению «с сообщением притом некоторых правил музыки». Главная задача состояла в том, чтобы «развить слух воспитанника, преподнести ему главные начала музыки». Уроки пения были обязательны для всех. Тех же, кто обладал способностями и желанием, учили игре на музыкальных инструментах в свободное от общих занятий время. В институте были организованы хоры церковного и светского пения, а также три оркестра — духовой, симфонический и народной музыки.

Среди преподавателей музыки был Карл Францевич Альбрехт (1807–1863) — дирижер, автор комических балетов, театральной и камерно-инструментальной музыки. Он преподавал музыку и пение с 1850 по 1863 год. Карл Францевич родился в Германии. В 1838 году переехал в Санкт-Петербург, работал дирижером в Александринском театре и в других оперных оркестрах, писал музыку к балетам. В 1842 году под его управлением состоялась премьера оперы М. И.  Глинки «Руслан и Людмила».

Альбрехт — известная в XIX веке музыкальная семья. Четверо из пяти детей Карла Францевича стали музыкантами. Общее и музыкальное образование они получили у своего отца и в Сиротском институте в Гатчине. Дети преподавателей обучались в институте бесплатно и назывались «вольноприходящие ученики». Альбрехты активно участвовали в музыкальной жизни Москвы и Петербурга, сочиняли, выступали с концертами в столице, провинции и за рубежом, преподавали, участвовали в учреждении различных обществ. Свой опыт и предложения обобщали в педагогических трудах.

Константин (Карл) Карлович Альбрехт (1836–1893) как виолончелист служил в Большом театре. Константин Карлович был одним из основателей Русского хорового общества в 1878 году, где долгое время работал дирижером. Он принимал участие в открытии Московской консерватории, где был инспектором, в 1883–1885 годах исполнял обязанности директора консерватории. Занимаясь преподавательской деятельностью, написал работу «Руководство к хоровому пению по цифровой методе Шеве», популяризируя методику Э. Шеве, основанную на замене нот на цифры. Константин Карлович написал романсы и песни на стихи русских поэтов: на слова А. С. Пушкина — «Кубок»; А. Н. Плещеева — «Ночь»; И. И. Языкова — «Застольная песня»; А. Н. Майкова — «Пустыннику» и другие. Им сочинены и изданы «Сборники хоровых пьес, для однородных и смешанных голосов», в том числе на тексты басен И. А. Крылова — «Крестьянин в беде», «Ворона и курица», «Музыканты».

Евгений Карлович Альбрехт (1842–1894) учился в Лейпцигской консерватории по классу скрипки. Всю свою жизнь занимался развитием музыкального образования в России. Евгений Карлович активно пропагандировал идею учреждения ученических оркестров и хоров в учебных заведениях. Им написаны педагогические работы «Практическая элементарная школа для скрипки и для виолончели», «Награда за первый успех детям-скрипачам», «О рациональном преподавании музыки и пения в школах». Участвовал в подготовке и издании трех сборников песен «Гусельки», «Школьные песни», «Сборник солдатских, казацких и матросских песен». Евгений Карлович написал три романса: «Сядем вместе у березы», «Я долго стоял неподвижно» и «Тихая звездная ночь». В 1877 году Е. К. Альбрехт был назначен инспектором музыки всех императорских театров Санкт-Петербурга. Он способствовал улучшению положения оркестровых музыкантов императорских театров. В 1892 году был назначен заведующим музыкальной библиотекой императорских театров, которую значительно упорядочил, составил подробный каталог нот. Вместе со своим братом Людвигом Карловичем в 1872 году участвовал в организации Петербургского общества квартетной музыки, которое в 1878 году было переименовано в Общество камерной музыки.

Петр Карлович Альбрехт (1842–1895), дирижер, руководил оркестром Петербургского общества любителей музыки.

Людвиг Карлович Альбрехт (1844–1898) окончил Петербургскую консерваторию по классу виолончели. Он концертировал, выступал как дирижер оркестра и хора, участвовал в небольших ансамблях, как солист исполнял свои сочинения. Был преподавателем, автором первого на русском языке учебника «Школа игры на виолончели», вышедшего в 1875 году.

Интересный исторический факт: через сто лет — здание бывшего Сиротского института станет местом становления еще одной музыкальной династии и одной из ярких страниц в музыкальной истории Гатчины, уже советского времени. В 1960 году в школу-интернат, которая здесь располагалась, пришел работать учителем пения Дмитрий Ерофеевич Огороднов (1916–2015). Здесь он преподавал семнадцать лет и здесь развил уникальную методику комплексного музыкально-певческого воспитания, которая перевернула традиционные представления о вокальной работе с детьми и на практике доказала, что каждый желающий может научиться музыкально и красиво петь в любом возрасте. Сегодня его методику используют не только в России, но и в других странах. В школе-интернате был создан ансамбль «Тоника», ставший известным на всю страну. Дмитрий Ерофеевич считал это время в гатчинской школе-интернате «самым плодотворным этапом» его музыкальной деятельности. О своей работе он рассказал в книге «Опыт музыкального воспитания в школе-интернате» (Л.,1962). В работе над книгой ему помогала его жена Тамара Викторовна Огороднова-Духанина (1930–2019), композитор, автор произведений в области камерной музыки и музыки для детей. Учебное пособие Д. Е. Огороднова «Методика музыкально-певческого воспитания» четырежды переиздавалось.

Продолжили дело отца, активно включились в развитие и пропаганду методики комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека его сыновья: Виктор Дмитриевич окончил Ленинградскую консерваторию как композитор и дирижер, а Михаил Дмитриевич — как пианист. В. Д. Огороднов — основатель хоровой музыкальной школы «Апрель», композитор и хоровой дирижер, автор симфонических, хоровых, вокальных, камерно-инструментальных сочинений, музыки к театральным постановкам, а также произведений для детей. М. Д. Огороднов — пианист, выступающий с концертами как солист и как концертмейстер, преподаватель, один из создателей звучания мелодии боя гатчинских дворцовых башенных часов.

Но вернемся вновь в Сиротский институт. С 1878 до 1890 года в Сиротском институте состоял инспектором музыки Василий Васильевич Кюнер (1840–1911), композитор, пианист, скрипач и педагог. На Мариинской сцене в Санкт-Петербурге была поставлена его опера: «Тарас Бульба». Он написал симфонию «Освобождение крестьян в России», увертюру «Мария Стюарт», фортепианные пьесы, романсы. Участвовал в организации частной музыкальной школы в Петербурге.

К столетию Сиротского института, которое отмечалось в 1903 году, преподаватель музыки и светского пения Юрий Антонович Лакс (1851–1934) написал кантату на слова воспитанника института Г. П. Новицкого. Лакс преподавал в институте с 1880 года, руководил институтским оркестром и хором. Интересна судьба этого человека. Он получил музыкальное образование в Москве, продолжил обучение с 1870 по 1873 год в Лейпцигской консерватории. Принял участие в революционных событиях 1871 года в Париже во времена Парижской коммуны. В 1877 году добровольцем отправился на Русско-турецкую войну, служил капельмейстером военного оркестра 96-го Омского пехотного полка. Полк принимал участие в обороне Шипкинского перевала.

Лакс был известен как композитор, он автор нескольких романсов, музыки к драматическим произведениям. В Российской национальной библиотеке сохранился экземпляр нот его сочинения «На рубеже «смутного времени» и зачинающейся «новой зари». Текст драматических картин о подвиге Ивана Сусанина к 300-летию дома Романовых был написан Михаилом Константиновичем Гейштором, директором Сиротского института с 1906 года. В 1899 году Ю. А. Лакс создал при Гатчинском Комитете попечительства о народной трезвости народный оркестр и ввел в состав оркестра балалайки. В 1918 году в городе действовало отделение уездной консерватории, открытой в Детском Селе стараниями известного музыкального деятеля Игнатия Альбертовича Гляссера. Отделением заведовал Ю. А. Лакс. В 1919 году консерватория и ее гатчинское отделение были расформированы. В советское время Юрий Антонович работал в школах Гатчины. Семья Лакса поменяла более десяти адресов в Гатчине. Последний известный адрес за 1917 год: улица Михайловская (ул. Красная), дом 8. Каменный дом напротив Покровского собора сохранился до наших дней.

С 1898 до 1908 года классным воспитателем в Сиротском институте работал Витольд Иосифович Малишевский (1873–1939), ставший позднее известным в Польше музыкальным деятелем, композитором. Пребывание в Гатчине совпало с его обучением в Петербургской консерватории, которую он окончил в 1902 году по классу композиции Н. А. Римского-Корсакова. C 1908 года работал в Одессе, где в 1913 году основал Одесскую консерваторию и стал ее первым директором. В Польше преподавал в Музыкальной школе им. Шопена и одновременно был директором Варшавского Музыкального Общества. В 1927 году был председателем Первого Международного конкурса пианистов им. Фредерика Шопена. Творческое наследие Малишевского включает пять симфоний, оперу-балет «Сирена», балет «Борута», десятки других произведений различных жанров. Известны два гатчинских адреса Малишевского. Каменный двухэтажный дом № 20 на улице Люцевской (ул. Чкалова) сохранился до наших дней почти в первозданном виде. И второй адрес — улица Константиновская (ул. Радищева), 6 (дом снесен в начале XXI века).

В книге «Столетие основания Гатчинского Сиротского института императора Николая I» упоминаются имена учительниц игры на рояле: Мария Эдуардовна Афрамович и София Нерсесовна Гейнрихс. В начале XX века пению обучал регент церковного хора храма Александра Невского при Гатчинском Николаевском Сиротском институте Петр Васильевич Михайлов. Он подготовил и издал общедоступную методическую хрестоматию — пособие по обучению пению в 9 выпусках, одобренное Петербургской консерваторией. На вокально-музыкальном вечере в феврале 1914 года хор учащихся института исполнил программу, в которой публике особенно понравились полонез «Зеленый луг» в аранжировке А. Архангельского и отрывок из оперы «Моряк-скиталец» Р. Вагнера. В городских концертах принимал участие хор учениц и воспитанников под управлением П. В. Михайлова. В него включались учащиеся из других учебных заведений, т. к. Петр Васильевич был также учителем пения и музыки в женской гимназии, учительской семинарии и женском двухклассном училище. Газеты отмечали, что П. В. Михайлов добился «от многочисленного хора безукоризненной легкости и прозрачности исполнения».

Спектакли и концерты, балы, литературно-музыкальные вечера воспитанников, устраиваемые обыкновенно во время рождественских, масленичных и пасхальных каникул, охотно посещались гатчинскими жителями и бывшими воспитанниками. Один из них, П. Н. Чичкевич, вспоминал: «Концерты состояли из сольных фортепьянных, скрипичных номеров, дуэтов для вокала, выступлений оркестра народных инструментов. Исполнялись номера из произведений Глинки, Мусоргского, Листа, Вагнера».

Учащиеся Сиротского института, у которых обнаруживался особый талант в какой-либо области искусства, как правило, переводились в специализированные учебные заведения. В книгах удалось найти несколько имен музыкантов среди выпускников института: Василий Васильевич Потоцкий, преподаватель Придворной певческой капеллы; Александр Яковлевич Иванов, артист оперы; Константин Яковлевич Потоцкий, артист хора; А. А. Шкляревский, дирижер оркестра Кирасирского полка.

Известно имя музыканта Дмитрия Николаевича Лебедева (1901–1979). Он возглавлял различные концертные объединения в Ленинграде, преподавал в консерватории. Ректор консерватории А. К. Глазунов писал о нем: «Сим удостоверяю, что студент курса ВУЗ Ленинградской государственной консерватории Дмитрий Николаевич Лебедев обладает красивым и звучным голосом (баритоном), которым свободно владеет. Дмитрий Николаевич Лебедев чрезвычайно музыкален и передача его бойкая, стройная и выразительная. У него прекрасная, ясная дикция и имеются недюжинные сценические данные...». В своих воспоминаниях «Пройденное» Дмитрий Николаевич рассказывает в т. ч. о годах своей юности, прошедших в Гатчине, где он окончил Сиротский институт в 1915 году. «Композитор Юрий Анатольевич Лакс преподавал музыку и пение, руководил институтским оркестром и хором. Удивительно, как он, участник Парижской коммуны, вообще попал в институт ведомства Ее Величества Императрицы Марии Федоровны. Мы смотрели на него с восторгом, как на историческую личность. Меня влекла к Лаксу и моя любовь к пению».

            Сегодня музыкальные традиции того старинного учебного заведения продолжает гатчинская гимназия им. К. Д. Ушинского, которая занимает часть зданий воспитательного корпуса бывшего Николаевского Сиротского института. Здание построено в 1811 году. В гимназии с 1998 года существует духовой оркестр, лауреат Всесоюзного конкурса духовых оркестров среди общеобразовательных учебных заведений. На всех школьных мероприятиях и праздниках оркестр дает концерты, и вновь в старинных стенах звучит музыка.


↑ Наверх