муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система
города Гатчины
муниципальное образование
"Город ГАТЧИНА"

Улица Достоевского, дом № 21. Место, где находился дом А. И. Куприна

Страница краеведа » Гатчина музыкальная

В гостеприимный «зеленый домик» Куприна приезжали многие музыканты, т. к. музыка имела большое значение для Александра Ивановича и была значима в его творчестве. К. И. Чуковский отмечал, что писатель обладал редкостным даром «слышать и воспроизводить человеческий голос во всех его многообразных тональностях». Перечитав купринские сочинения, можно утверждать, что Куприн любил музыку, знал классическую музыку, обладал музыкальным слухом. Первый напечатанный рассказ еще юнкера Александра Куприна «Последний дебют» связан с музыкой. Прототипом главной героини рассказа стала Евлалия Павловна Кадмина, русская драматическая актриса, в прошлом оперная певица, контральто, меццо-сопрано. Во многих произведениях Куприна музыка выступает в качестве особого «действующего лица». Это рассказы «Тапер», «Страшная минута», «Скрипка Паганини», «Гранатовый браслет», «Ночная смена», «Гамбринус», повести «Впотьмах», «Олеся», «Молох», «Поединок», «Юнкера». Герои Куприна любят музыку, обращаются к ней в минуты душевных переживаний и потрясений. Музыкальные ассоциации, впечатления помогают Куприну при описании природы, обстановки, характера и состояния персонажей.

Произведения Куприна во многом автобиографичные, с их помощью можно составить представление о его музыкальных пристрастиях. Вокальное искусство — главное увлечение Куприна. В Гатчине он заходил в собор Святого апостола Павла, чтобы послушать церковное пение, глубину которого Куприн, как никто другой, сознавал и понимал. «Сам я большой любитель церковного песнопения и в свое время восемь лет, будучи кадетом, простоял на правом клиросе». Этой теме он посвятил рассказы «Певчий», «Обиходное пение», «Запечатанные младенцы», «Анафема».

Протодьякон гатчинского собора Амвросий стал прототипом отца Олимпия из рассказа «Анафема», написанного в Гатчине в 1913 году. Главный герой рассказа, отец Олимпий, должен был объявить о предании церковью анафеме Льва Толстого. Но поскольку прочитал ночью его «прелестную повесть «Казаки», он, вместо этого, провозгласил писателю «многие лета». Как и герой рассказа, протодиакон Амвросий был знаменитым соборным басом, и сцена, происходящая в церкви, описана под впечатлением посещений гатчинского собора. Услышав его пение, Куприн сразу загорелся идеей устроить соревнование между Шаляпиным и отцом Амвросием. «Пусть они вдвоем у меня на даче посостязаются, кто кого перегудит». Состоялось ли это соревнование —воспоминаний не осталось, но хорошо известно, что писателя и певца связывали теплые дружеские отношения. Об этом свидетельствуют известная фотография «Два друга» К. Буллы, дружеский шарж В. Н. Дени, воспоминания современников. Шаляпин — главный герой двух купринских рассказов «Гоголь-моголь» и «Начальница тяги».

Куприн любил пение во всех его проявлениях и жанрах. Он часто упоминает названия песен в своих произведениях, посвящает им свои сочинения. В очерке «Старые песни» из цикла «Югославия» писатель вспоминает концерт, на котором исполнялись сербские и цыганские песни. В «Ночной смене» Куприн рассказывает о песнях солдат, в рассказе «Допрос» — об обрядовых свадебных песнях. Вспоминает он и певцов. Исполнительнице романсов Нине Викторовне Дулькевич Куприн посвятил проникновенные строки в очерке «Фараоново племя»: «Я никогда не забуду этого внезапного, сильного и страстного. сладкого впечатления... точно в комнату, где пахло модными духами, вдруг повеял аромат какого-то дикого цветка …». В повести «Купол Исаакия Далматского» автор вспоминал о концерте, который был дан в его доме выздоравливающим солдатам: «Пусть расскажет когда-нибудь Н. Н. Кедров о том, как чутко слушали у нас солдаты его чудесный квартет, как широко и свободно благодарили, как глубоко и умно понимали красоту русской песни, восстановленной в строжайших формах, очищенной, как от ржавчины, от небрежности и плохого вкуса. Настоящими добрыми хозяевами тогда показывали себя солдаты...». Николай Николаевич Кедров — оперный и камерный певец, православный композитор и музыкальный педагог, создатель мужского квартета Кедрова.

Многие современники оставили воспоминания о домашних концертах, которые проходили у Куприна. Рабочий Александр Григорьевич Соловьев в 1912 году помогал по ремонту дома, в мемуарах «Записки современника. В ногу с поколением» он писал: «У него дома бывали знаменитые исполнительницы цыганских песен Нина Дулькевич, Варя Панина, Вяльцева. Удивительное впечатление оставляла исполнительница цыганских песен Раисова. Это была старая, толстая женщина с надтреснутым голосом. Но когда она пела «Как-то странно и дико мне быть без тебя, сердце лаской любви не согрето», хотелось плакать. У Куприна певицы становились другими, чем на эстраде, казались проще, человечнее».

В Гатчине, у Куприна бывал певец Митрофан Михайлович Чупрынников, которого художник П. Е. Щербов изобразил рядом с писателем на своем рисунке «Куприн в Гатчине». Композитор Борис Сергеевич Трояновский, виртуоз-балалаечник, бывал у писателя в Гатчине. Приезжал организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов Василий Васильевич Андреев.


↑ Наверх