муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система
города Гатчины
муниципальное образование
"Город ГАТЧИНА"

Константин Фофанов и Игорь Северянин

Страница краеведа » Персоналии »
Вся жизнь - поэзия
В мае 2012 года исполнилось 150 лет со дня рождения Константина Фофанова и 125 лет со дня рождения Игоря Северянина. Творчество двух поэтов, учителя и ученика, чьи судьбы причудливым образом переплелись, пережило за эти годы взлеты и падения интереса читательской публики. Поэзия Фофанова явилась своеобразной связующей нитью, мостиком, соединившим богатейшее культурное наследие золотого века русской литературы с грядущими поисками поэтов эпохи Серебряного века, чьим ярким представителем стал Игорь Северянин.
Константин Михайлович Фофанов (1862-1911) - талантливый русский поэт, широко известный в 80-90-х годах XIX века, яркий представитель русской классической лирики. В то же время поэт - художник переходного периода - стал одним из предшественников русского символизма. Лидерство поэта было признано многими авторитетными критиками и писателями, такими, как В. Розанов, Д. Мережковский, С. Надсон, А. Майков, Н. Лесков, Л. Толстой, А. Измайлов и В. Брюсов. Находилось (и не мало) не менее авторитетных противников. Тем не менее, в период примерно с 1887 года до середины 90-х XIX столетия фигура Константина Фофанова являлась центральной в русской поэзии.

Первое упоминание о посещении поэтом нашего города относится к лету 1887 года. Стихотворение «На поезде» написано в Гатчине и помечено 28 июлем 1887 года.Мы мчимся, как стрела, - все мимо нас летит,

          В глазах бесследно исчезая,

А поезд все вперед стремится и стучит,

          Броней железной громыхая.

Вдали синеет лес неровною стеной,

          Над ним кудряво вьются тучи,

Мелькает телеграф решеткою стальной

          И зеленеющие кручи…

Стихотворение было положительно оценено Я. П. Полонским в отзыве, рекомендующем Фофанова на соискание Пушкинской премии. Оно вошло во второй сборник поэта - «Стихотворения», вышедший в 1889 году. Конец 80-х годов наиболее счастливый период в жизни Фофанова – женитьба на Лидии Константиновне Тупыловой (Туполевой), выход первых сборников произведений.

В марте 1890 года Константин Михайлович переносит тяжелое психическое заболевание. После длительного лечения Фофанов по совету врачей переселился в Гатчину. Но и до этого времени он посещал наш город, а летом 1888 года он с семьей жил в Гатчине на даче. Об этом свидетельствуют стихотворения «За городом», «Одуванчик», «Кончается», «Меланхолия» с датами под текстом, относящимися к маю и июню 1888 года. Об этом упоминает в записях дневника от 22 мая того же года его друг, литератор А. В. Жиркевич: «Был вчера в Гатчине у Фофановых <…> Застал их обоих в тревоге, особенно Лидию Константиновну, так знакомые им сообщили, что Фофанова за его «Таинство любви» Святейший Синод хотел будто бы предать анафеме <…> Я успокаивал их, насколько мог…». По поводу публикации стихотворения «Торжество любви (Таинство любви)» Святейший Синод не вынес никакого решения, но этот вопрос широко обсуждался в литературных кругах того времени.

Фофанов жил в Гатчине до 1903 года. Затем на короткий срок он переехал в Старую Руссу. Позднее, в самом конце 1905 года, он снова приехал и жил в Гатчине до 1909 года. Здесь он сменил более 20 адресов, вынужденный менять жилье, за которое не всегда был в состоянии заплатить. Установлены адреса проживания семьи Фофанова в Гатчине: на улицах Госпитальной, Мариинской, Александровской, Ольгинской, Елизаветинской, Багговутовской. Дома до настоящего времени, к сожалению, не сохранились, фотографии жилищ не найдены, остались воспоминания современников поэта, которые воспроизводят обстановку жизни Фофанова в нашем городе. Среди них воспоминания Г. Иванова, В. Брюсова.

«Еще лучше его знали в Гатчине, где он был «обывателем». И его все и ежедневно видали на улице в одних и тех же привычных улицах, в привычном печальном состоянии. <…> я посетил его в Гатчине. Он жил на просторной, великолепной, уединенной улице, «уже близко к полю», - занимая неглавный дом и в пристройке неглавную часть. Сейчас не помню подробностей положения дома: только все было просторно на улице, на дворе, «пахло полем». <…>

«А вот дальше - комнатка мужа». Я вошел. В ней все было придумано, избрано, чтобы оберечь вдохновение поэта. В противоположность другим комнатам, где было довольно беспорядка, эта была в безукоризненном порядке и чистоте. Чистые занавески, на окнах цветы, недорогие и свежие, в бутонах и расцвете, хорошие стулья, кушетка, горка, полки с книгами, стол с бумагами и письменным прибором, нигде пятен, пыли. И выходила комнатка на лужайку или в сад: только она вся была в свежести и чистоте и давала положительно изящное впечатление». Это воспоминания Василия Розанова «Из житейских встреч. К. М. Фофанов».

Записи в мемуарах Федора Фидлера «Из мира литераторов: характеры и суждения» относятся к 12 марту 1896 года: «Фофанов живет теперь в Гатчине, напротив кладбища, и пребывает в неизменно мрачном настроении. У него пятеро детей; жена его более не содержит школу; она получает пятьдесят рублей в месяц от «Рептильного фонда» и столько же от Суворина. Своего мужа отпускает в город крайне редко, поскольку он тут же пропивает весь гонорар, полученный в разных редакциях. Он пьет и в Гатчине - но относительно мало».

Гатчинский период жизни Константина Михайловича (особенно вначале) совпадает со временем творческого расцвета, наибольшего успеха его поэзии. Гатчинские парки, любимое место прогулки, вдохновляли поэта на множество лирических строк.

Вхожу я в темные, печальные аллеи, -

Угрюмых сосен ряд повис передо мной,

Их ветки желтые, как выгнутые змеи,

          Сквозят под мрачной бахромой.

 Меж ними высятся, как свечи восковые,

Развесистых берез веселые стволы,

И липы бледные, и клены молодые

          Свежи и холодно светлы.

 Живет забвением, живет печалью мира

Природа кроткая, идущая ко сну;

И падает, шумя, древесная порфира,

           И будит тишину!

 Аллеи хвойные глядят с улыбкой сонной,

Как будто в трауре мерцающий венец,

И в тихом озере белеет отраженный

           Мальтийских рыцарей дворец.

 Люблю я красоту развенчанной картины,

Искусство, смятое природою живой,

И гроздья спелые алеющей рябины

           Над зеленеющей скамьей, -

 Извилистых дорог красивые пригорки,

И камни мшистые у лестниц вековых…

Все тихо, все мертво… но сквозь вершины зорки

           Просветы пятен голубых.

 О, свет, о, небеса в дни осени смущенной!

Не вы ли колыбель готовите весне?

Свой пир готовите, свой праздник благовонный

           И птицам, и любви, и мне!

                                                    «В парке»

 

В Гатчине были написаны многие стихотворения, под текстами произведений «Морозною ночью», «Грешница», «Посвящение», «Акварель», «Пророк Илья» указана Гатчина. В это время выходит третья книга Фофанова «Тени и тайны», издатель А. С. Суворин в 1896 году выпускает сочинения Фофанова в пяти частях «Маленькие поэмы», «Этюды в рифмах», «Снегурка», «Майский шум», «Монологи».

В литературном кругу Фофанов славился как отличный импровизатор, автор эпиграмм. Живя в Гатчине, он писал злые и остроумные эпиграммы на гатчинских градоначальников, на полицмейстера Кавторадзе, на гатчинского пристава Антонова, на врача Ольдерогге. В своей поэтической шутке-экспромте поэт вспоминает об Александре III, променявшем «крамольную столицу» на гатчинский дворец:

Здесь город, чуждый от заразы,

Здесь каждому свои грехи,

Здесь царь писал свои указы

И пишет Фофанов стихи.

В январе 1907 года Фофанов был арестован и он провел около двух недель в гатчинской тюрьме по обвинению в политической неблагонадежности. За это время были написаны стихотворения составившие цикл «Песни в заключении».

В нашем городе Фофанов отпраздновал свой двадцатилетний юбилей литературной деятельности в 1901 году и двадцатипятилетний - в 1906.

С Гатчиной поэта связывало многое - творчество, общение с друзьями, рождение детей. Всего в семье Фофанова родилось 11 детей, из которых двое умерли в младенчестве. У Фофанова было три сына – Борис, Константин и Григорий., шесть девочек – Ольга, Екатерина, Лидия, София, Анастасия, Варвара. Их детство и  юность связаны с Гатчиной. Старший сын Борис учился в Гатчинском городском училище. Судьбы многих из них не нашли подробного изложения в имеющейся литературе.

Екатерина Константиновна (умерла в 1979 году) – сохранила небольшой архив отца и сборники стихотворений, которые она передала в Государственный архив литературы и искусства. К 100-летию со дня рождения поэта, в 1962 году, в Гатчине в краеведческом музее, располагавшемся в Приоратском дворце, прошли Фофановские чтения, на которых присутствовали многие поэты, музыканты. Приезжала на юбилейные торжества и дочь поэта Е.К.Фофанова-Устинова. В музее-усадьбе П. Е. Щербова хранятся мемориальные вещи поэта, переданные ею в музей.

Константин Константинович Фофанов (1889-1940), более известный как поэт Константин Олимпов, чтил творчество своего отца, но принадлежал к новому направлению в поэзии – эгофутуризму. С Гатчиной судьба его связала еще однажды. В своей «Автобиографии» он писал: «В 1920 г. я был мобилизован в Красную Армию и откомандирован в полевую почтовую контору Лит. Б., которая стояла в Гатчине. Там я написал «Третье Рождество». В начале 30-х годов К. Олимпов был арестован по делу «Об антисоветской группировке среди части богемствующих писателей, журналистов и артистов города Ленинграда». За «контрреволюционное» стихотворение «Моим хулителям» он был приговорен к десяти годам заключения в лагере. Умер Константин Константинович 17 января 1940 года в семье своих родственников в Сибири.

Самоотверженная преданность жены поэта - Лидии Константиновны - обеспечивала зыбкое материальное равновесие и уют домашнего очага всей семье. Сразу после переезда в Гатчину она организовала школу для детей, которая просуществовала недолго. Своей жене Фофанов посвятил много стихотворений и самый крупный сборник «Иллюзии» (1890).

Мне нужен свет любви твоей, -

Не омрачай меня сомненьем!

Живешь ты жизнию моей,

А я живу твоим волненьем.

 

Над мрачной бездною скользя,

Я не ищу земного счастья,

Но жить без твоего участья –

Как жить без сердца - мне нельзя!

Последние годы жизни Фофанов провел в нищете и болезни. Константин Михайлович Фофанов скончался 17 мая 1911 года в Петербурге. В Гатчине в 1976 году на доме №11 по улице Достоевского была установлена мемориальная доска.

«Мистической и жуткой загадкой прошел по земле этот человек, так причудливо сочетавший в себе землю и небо. Этот заколдованный злыми чарами царевич, этот ангел, порою пугавший людей лаской дьявола. Пламенеющим факелом вспыхнула его жизнь и погасла. Темное все сгорело. Остались бессмертные светлые песни». Это высказывание литературного критика А. Измайлова («Заколдованный царевич») наиболее точно отражает итог жизни поэта. Остались стихи, книги, к которым обращаются все новые поколения почитателей таланта Фофанова. В Центральной городской библиотеке им. А. И. Куприна хранится прижизненный сборник стихов поэта «Иллюзии», на страницах которого сохранился библиотечный штамп «Троцкая уездная центральная библиотека». Так называлась библиотека в 20-е годы. В литературе остались его ученики, в первую очередь – самый известный – Игорь Северянин.

20 ноября 1907 года в Гатчине состоялось знакомство Константина Фофанова и Игоря Лотарева. Эту встречу и образ своего наставника И. Северянин хранил в памяти всю жизнь, считая, что в этот день он родился как поэт. Константину Фофанову и дню встречи он посвятил несколько стихотворений. Именно Фофанов внушил ему веру в свой поэтический талант и предложил взять литературный псевдоним Игорь-Северянин.

На пустынной дороге, у старой часовни,

Где старушка-зима в белой шубе брела,

Где скрипучий мороз забирался под дровни, -

Наша первая встреча, учитель, была.

                                И. Северянин «Великому современнику. День 20 ноября 1907 г.»

Игорь Северянин - один из кумиров читающей публики 1910-х годов, поэт, для которого Гатчина стала местом его поэтического вдохновения. С Гатчиной связаны первые поэтические удачи - стихотворение «Весенний день» и один из лучших сборников «Громокипящий кубок». Здесь написана большая часть его дореволюционных стихотворений.

Весенний день горяч и золот, -

Весь город солнцем ослеплен!

Я снова - я: я снова молод!

Я снова весел и влюблен!

В декабре 1903 года он впервые приехал в Гатчину, где поселился у матери - Натальи Степановны Лотаревой. В их доме часто бывали литераторы, художники, музыканты, и Северянин не раз вспоминал эту пору как время восторгов и музыки, время поэтических опытов. Позже он опишет гатчинскую дачную жизнь в стихотворении «Злата»:

Мы десять дней живем уже на даче,

Я не скажу, чтоб очень был я рад,

Но все-таки... У нас есть тощий сад,

И за забором воду возят клячи;

Чухонка нам приносит молоко,

А булочник (как он и должен!) - булки;

Мычат коровы в нашем переулке,

И дама общества - Культура - далеко.

Как водится на дачах, на террасе

Мы «кушаем» и пьем противный чай;

Смежаем взор на травяном матрасе

И проклинаем дачу невзначай.

Мы занимаем симпатичный флигель

С скрипучими полами, с сквозняком;

Мы отдыхаем сердцем и умом;

Естественно, теперь до скучной книги ль.

У нас весьма приятные соседи

Маmаn в знакомстве с ними и в беседе…

 Летом 1905 и 1907 его мать вновь снимает дачу в Гатчине, а в последующие годы местом отдыха становятся окрестности города. Красота пейзажей и достопримечательности гатчинских парков, озера и небольшие реки служили ему источником вдохновения. По стихам и поэмам Северянина, в которых часто упоминается Гатчина и ее окрестности, можно проследить за его жизненными перипетиями и узнать источники вдохновения поэта.

Я Гатчину люблю: ея озера –

Серебряное, с чем тебя сравню? –

И Приорат, и ферма, и зверинец,

И царский парк, где «Павильон Венеры»,

Не нравиться не могут тем, кто любит

Действительно природу.

                                         «Падучая стремнина»

По словам Игоря Северянина, Гатчина была «музеем его весны». Здесь он встретил первую любовь - Евгению Гуцан (в стихах он называл ее Златой), которой посвящены около трех десятков стихотворений: «Ты ко мне не вернешься», «Портниха», «Спустя пять лет», «Евгения», «Сонет», «Лепестки роз жизни», «Ушедшая весна», «Дуэт душ» и др.

Ей тоже восемнадцать лет. Блондинка,

Высокий рост, и чудный цвет лица.

Она вернулась вечером с работы

И, поклонясь слегка, прошла в каморку

К себе. Я мельком на нее взглянул.

Но все-же различить успел и свежесть

Ея лица, и красоту походки,

И общее изящество.

                                  «Падучая стремнина»

  В Гатчине жили друзья И. Северянина по поэтическому цеху. «В фофановский поэтический кружок входили: П. Г. Гаврилов-Лебедев, садовник дворцовых оранжерей, Петр Ларионов, работник птицефермы, Игорь Васильевич Лотарев, вскоре ставший известным всей России Игорем Северяниным, Павел Кокорин, рабочий, два сына поэта Фофанова – Борис и Константин и я, начинающий поэт, еще учившийся тогда в Гатчинском реальном училище.

Собирались мы в летнее время в одной из комнат гостиницы, принадлежащей купцу Веревкину, на поэтические вечера. Лучше всех читал свои «поэзы» Игорь Васильевич. Да и его внешний облик привлекал к себе общее внимание: красивое лицо, высокий рост, добротная визитка и звонкий, правда, несколько носовой, оттенок голоса». Вспоминал бывший гатчинский реалист, поэт и журналист Федор Грошиков.

Многие из этого кружка писали стихи и выпускали их отдельными изданиями в 1910-1920-е годы. Петр Гаврилов-Лебедев выпустил сборники стихов «Первые лучи» (1909) и «Голубые дали» (1910). Кокорин Павел Михайлович, поэт-крестьянин, автор сборников «Песни и думы» (1909), «Фантастическая явь» с посвящением Северянина (1910), «Песни девушек» (1912), «Музыка рифм» (1913). Он участвовал в эгофутуристическом альманахе «Орлы над пропастью» (1912).

Петр Ларионов – поэт, также автор нескольких сборников. Он был заведующим Гатчинским птичником. Ему, как и многим друзьям по «фофановскому кружку» И. Северянин посвятил несколько стихотворений.

Я хочу, чтобы знала Россия,

Как тебя, мой Перунчик, люблю,

Чтобы очи твои голубые,

Осветляли улыбку мою!

В тихой Гатчине, в парке дворцовом,

У форелей, цветов и лисиц.

Ты живешь молодым, бестолковым,

Весь пронизанный трелями птиц.

                                       «Перунчик»

Поэт и издатель Иван Васильевич Игнатьев оставил вспоминания о Ларионове: «Умел делать он и поразительную водку, которую мы называли «Махорка» за странное свойство благоухания именно этим сортом табака. Но этот напиток поглощал в невероятном количестве преимущественно Перунчик, приходивший под утро от него в своеобразный транс, когда он, косноязычный от рождения, не выговаривавший большинства букв алфавита, приобретал вдруг способность потрясающе и захватывающе читать стихи Фофанова. Вдохновенность его делала чудеса, и тогда недостатки речи вовсе не замечались. Он сам рыдал, читая, и часто заставлял плакать слушателей».

В 1916, 1917 годах И. Северянин вновь приезжает в Гатчину, где пишет стихи, вошедшие в книгу «Миррэлия», в частности - «Рифмодиссо», «Пора кончать» «Гастрономические древности», «Поэза октябрьского полдня», «Поэза Дмитрию Дорину», «Поэза разъяснения», «На смерть Верхарена», «Гирлянда триолетов», «Опечаленная поэза», «Миньонет», «Белая фиалка», «Бесстрастие достижения», «Мне плакать хочется», «Гатчинский весенний день», баллады из цикла «Револьверы революции». Предположительно, жил он по адресу - улица Кирочная, 7, кв. 3. В одном из писем, написанных поэту и другу Георгию Шенгели через много лет в Эстонии, он заметит: «С нежностью вспоминаю иногда Гатчину, когда Вы сидели в моем вишневом кабинетике, пуская голубые кольца, такой внешне спокойный, уравновешенный, мудрый, кипящий внутренне. Я тогда знал, что Вам большой и прямой путь предназначен. А помните зайца моего? А лилию в красной узкой вазе?». Живет он в Гатчине постоянно, выезжая только на поэзоконцерты в Петроград и другие города, находя тут покой и вдохновение.

Бывают такие мгновения,

Когда тишины и забвения, -

Да, лишь тишины и забвения, -

И просит, и молит душа…

Приведены строки из стихотворения «Бывают такие мгновения», написанного 19 апреля 1916 года в Гатчине.В этот день были написаны несколько произведений: эстляндская легенда о белых ночах «Койт и Эмарик» и стихотворение «Музей моей мечты».

О милый тихий городок,

Мой старый, верный друг,

Я изменить тебе не мог

И, убежав от всех тревог,

В тебя въезжаю вдруг!

Северянин неоднократно приезжал на отдых в окрестности Гатчины. Чаще всего он останавливался на мызе Ивановка, где отдыхал с 1906 по 1914 год, поэт называл это место «Идеальной Идилией». Приглашая К. М. Фофанова в гости, в письме от 16 июля 1909 года он пишет: «Погостите недельку-другую на июльском воздухе, погуляйте версту-иную по пестрой зелени. Я написал здесь больше 50-ти вещей. <…> Живем мы теперь во дворце Павла; приехала мама с прислугой. Комнат много (17), и мы можем удобно устроиться; мы же пока занимаем две комнаты. Перевожу Бодлэра (при помощи maman); есть уже 8 сонетов из него. Вообще здесь хорошо, а с Вами лучше!...»

Многие стихотворения имеют пометки «Мыза Ивановка», «Пудость». Лето 1908 и 1909 годов – время интенсивного поэтического творчества.

Глушь, северная глушь – как скорби изваянье –

Способна вдохновить не мало гордых душ

И залечить порыв душевного страданья.

Глушь, северная глушь.

                                          («Ландшафт»)

Все вдохновляло поэта: природа, лес, река, ячменные поля, старая мельница, милые дачницы и жительницы близлежащих деревень, и, конечно же, охотничий дворец. Стихотворения «Когда ночами», «Ведь в двенадцать часов», поэма «Белая улыбка» написаны непосредственно в охотничьем дворце в Ивановке, ему же посвящены строки многих других произведений:

Государя домик низкий –

Пункт во дни его охоты –

Спит у быстрой речки близкой,

Мрачно хмурясь отчего-то. («Гатчинская мельница»)

 

Где в парк ворота – словно призрак,

Стоит заброшенный дворец.

Он обветшал, напоминая

Без драгоценностей ларец. («Моя дача»)

 

Дворец безмолвен, дворец пустынен,

Безвучно шепчет мне ряд легенд…

Их смысл болезнен, сюжет их длинен,

Как змея черных ползучих лент… («Когда ночами»)

 В Дылицах Игорь Северянин снимал дачу летом 1911 года. «Здесь - чудно, упоительно! Ежедневно много гуляю, пишу». В этот период было написано более трех десятков стихотворений. Среди них - «Стансы» («Простишь ли ты мои упреки»), «Кин-Като», «Каретка куртизанки», «Нелли», «Песенка Филины», «Сонаты в шторм», «И рыжик, и ландыш, и слива», «Nocturne», «Каприз царя», «Мельница и барышня», «Промельк» и др. Сюжеты некоторых из них навеяны историей, природой, достопримечательностями этих мест. А стихотворение «Елизаветино Кикерино» можно назвать своеобразным поэтическим путеводителем от станции Елизаветино до монастыря, расположенного в окрестностях старинной помещичьей мызы  Пятая Гора:

Елизаветино! Налево,

От станции в одной версте,

Тоскует дылицкая дева,

По своему, о красоте…

 

Дыша Оранской Изабеллой,

Вступаю в лиственный покой,

Молчит дворец меж сосен белый

И парк княгини Трубецкой.

 

За Дылицами – Вераланцы.

За Пятигорьем – Озера.

Какие девичьи румянцы!

Жасминовые вечера!

 

Через Холоповицы прямо

Я прихожу к монастырю

И, на колени, встав у храма,

Пою вечернюю зарю.

 

В моем порыве – глубь бездонья!

Я растворяюсь в тишине

И возвращаюсь чрез Арбонье

При новоявленной луне.

 Упоминание о последнем пребывании поэта на гатчинской земле относится к началу осени 1917 года. В 1918 году Северянин переехал в Эстонию, но не забыл гатчинскую землю и вспоминал о жизни здесь в письмах и стихах. В это время он работает над автобиографичным романом в стихах «Падучая стремнина». Появляются стихи, посвященные А. И. Куприну, «тенистой Гатчины домовладельцу». Стихотворение «Рассказ княгини» - воспоминание о княгине Ольге Федоровне Имеретинской, с которой он встречался у нее на даче в Гатчине.

То было в Гатчине, лет десять

Тому назад, но до сих пор

Отрадно мне тем летом грезить

И вспоминать наш разговор.

 

И вот, я помню: мы княгиня,

Сидим в столовой. Ночь близка.

Вы говорите мне о сыне,

И в Вашем голосе – тоска…

 Творчество Константина Фофанова и Игоря Северянина не забыто в Гатчине и гатчинские жители читают их книги. Об интересе к стихам поэтов свидетельствует молодежный конкурс чтецов - учащихся учебных заведений Гатчины, который прошел в Центральной городской библиотеке им. А. И. Куприна 12 апреля 2012 года, а также литературно-краеведческие чтения «Гатчинские голоса Серебряного века», где выступили музейные работники и краеведы Гатчины, представители Северянинского общества культуры в Эстонии.

Н. В. Юронен,

ЦГБ им. А. И. Куприна

 

↑ Наверх