муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система
города Гатчины
муниципальное образование
"Город ГАТЧИНА"

Макет Гатчины конца XVIII века

Страница краеведа »

Макет Гатчины конца 18 века был задуман к 220-летию нашего города. Автором и создателем макета выступил почетный гражданин Гатчинcкого района, автор краеведческих исследований и книг Александр Александрович Семочкин. В своей работе краевед обращался к картам, архитектурным планам и рисункам того времени. Однако, по признанию автора, макет нельзя рассматривать как историографический документ, ведь источников, которые наглядно свидетельствуют о том, какой была Гатчина двухсотлетней давности, сохранилось не много.

Макет представляет собой реконструкцию Гатчины 90-х годов 18 века, когда хозяином этих земель стал наследник российского престола Павел Петрович. Именно в эти годы сформировался Гатчинский дворцово-парковый ансамбль, а Гатчина получила титул города.


История дворцового комплекса начинается в 1766 году, когда Екатерина Вторая подарила гатчинскую мызу своему фавориту графу Григорию Орлову. Строительство Большого дворца (на макете обозначен цифрой 1) было начато по проекту архитектора Антонио Ринальди.

После смерти графа в 1783 году Екатерина выкупила замок и подарила его своему сыну Павлу. Работы по перестройке дворца для наследника престола начались в 1796 году. Придворным архитектором Павла Петровича стал итальянец по происхождению Винченцо Бренна. Перестраивая усадьбу Григория Орлова, цесаревич старался создать резиденцию «достойную величия» будущего императора. Участие Павла как заказчика: его вкус и познания в архитектуре и других видах искусства сыграли большую роль в формировании облика дворца и парка, неслучайно многие исследователи называют Гатчину «павловским созданием». В задачу Винченцо Бренны входили надстройка обоих каре вторыми и третьими этажами и переделка открытых галерей во втором этаже главного корпуса. Именно таким предстаёт Большой дворец на макете.


Площадь перед дворцом, занятая до этого времени газонами, была превращена в плац, окружённый бастионной стеной. Здесь Гатчинские войска отрабатывали военные приемы под командованием самого Павла.  К 1796 году эти войска насчитывали около двух с половиной тысяч человек и были одним из наиболее дисциплинированных и хорошо обученных подразделений русской армии. В непосредственной близости от дворца располагаются Дворцовые конюшни (на макете обозначены цифрой 2), возведённые по проекту Винченцо Бренны в 1798 году. Известно, что Павел Петрович отлично ездил верхом и любил лошадей. В состав его гатчинских войск входило три полка кавалерии.


По глади Белого озера (на макете обозначенного цифрой 35) скользили корабли «Гатчинской флотилии», здесь разыгрывались настоящие морские сражения, ведь цесаревич был пожалован Екатериной II в генерал-адмиралы и являлся главнокомандующим русским флотом.


Для ремонта и хранения 24 судов потешной эскадры на восточном берегу Белого озера была построена верфь Адмиралтейство (на макете обозначена цифрой 17). Верфь использовали также для строительства новых судов. Перед зданием был вырыт круглый пруд для спуска судов на воду и существовал подъемный мостик над протокой в озеро.


Ворота, расположенные рядом на границе парка и Большой перспективной дороги со стороны города, носят название Адмиралтейских (отмечены на макете цифрой 16). Это были самые представительные ворота Дворцового парка, именно отсюда был главный въезд в императорскую резиденцию. При проектировании ворот Бренна использовал тип триумфальных римских ворот с высоким арочным проходом и треугольным фронтоном с вензелем Павла. Сквозь арку открывался великолепный вид на Дворцовый парк и Белое озеро.


Чтобы отделить Дворцовый парк от Большой дороги в южной оконечности Длинного острова была построена каменная Терасса-балкон (на макете цифра 6). Благодаря мощным стенам протяжённостью 27 метров, сложенным из восьми рядов каменных блоков, терраса напоминает бастион. Терраса служила одновременно выходом из парка и смотровой площадкой. Через протоку между Чёрным и Белым озёрами в 1794 году был сооружён каменный одноарочный мост. С двух сторон моста располагаются караульные помещения – кордегардии, которые и дали мосту название.


В 1801 году архитектор Андреян Захаров украсил протоку, которая соединяет Чёрное озеро с Карпиным прудом, Трёхарочным мостом (на макете цифра 24).


К 1793 году на возвышенности при въезде в императорскую резиденцию был завершен ансамбль площади с 33-метровым каменным обелиском Коннетабль, увенчанным медным золочёным шаром (на макете обозначен цифрой 15). Монумент весом около 640 тонн, по приказу Павла I и по проекту Бренны воздвиг каменотёс и строитель Кирьян Пластинин. Замысел площади с обелиском возник у Павла после посещения резиденции Шантийи во Франции, где он увидел подобный ансамбль с обелиском, воздвигнутым в честь «коннетабля», то есть главнокомандующего.

Путешествие по Европе, которое Павел Петрович совершил в 1781-1782 годах вместе с супругой Марией Фёдоровной, под именами графа и графини Северных, оказало большое влияние на художественные взгляды великого князя. Наследник российского престола побывал в Италии и во Франции, где особое впечатление на Павла Петровича произвела резиденция принца Конде в 40 км от Парижа. Вскоре он получил в подарок от принца Конде сборник архитектурных чертежей, позже названный «Альбомом графа Северного». Благодаря материалам этого альбома в Гатчине появилась не только площадь Коннетабля, но и ансамбль парадных ворот и мостов, вокруг дворца были разбиты парадные сады, по проектам Бренны возведены парковые павильоны.


На макете в этой части города мы видим один из старейших архитектурных памятников, находящийся на территории нашего города. Это здание Круглой риги, обозначенное на макете цифрой 12. Это строение отмечено на самых первых планах Гатчины и, видимо, существовало здесь ещё до графа Орлова. Во времена Павла здание имело сельскохозяйственное назначение: здесь сушили снопы.


Слева от дворца мы видим Екатеринвердер (на макете под цифрой 3) – это башня спроектированной, но так и не построенной крепости. Согласно проекту, разработанному архитектором Бренной и одобренному Павлом, в крепости должны были вырасти здания воинских казарм, продовольственных магазинов и другие сооружения, соединённые триумфальными арками. Но с 1797 по 1800 год успели возвести только существующую и поныне Екатеринвердерскую башню в северной части дворца, а весь комплекс так и не был построен.


По архитектурным планам из фондов дворца-музея мы узнаём о другой крепости, которая находилась на противоположном от дворца участке Большой перспективной дороги и обозначала въезд в Гатчину со стороны Санкт-Петербурга. На макете мы можем увидеть этот утраченный памятник под цифрой 4. Закладка крепости Ингербург состоялась в 1794 году. Крепость планировалась по всем правилам фортификационного искусства. Своим обликом она должна была напоминать старинные западноевропейские города-крепости.

Одним из первых здесь начали строить дом Екатерины Нелидовой, фрейлины великой княгини и фаворитки великого князя. Следующими ингербургскими "домовладельцами" стали Александр Куракин, Николай Демидов, братья Нарышкины и другие члены великокняжеского окружения. Здесь строили также казармы, школу, ратушу.

Со вступлением Павла на престол строительство крепости приостановили, а после смерти императора дома стали быстро ветшать. Сегодня в память о крепости сохранились только появившиеся здесь позднее Ингербургские ворота, названные в её честь.


К концу 1780 года рядом с крепостью Ингербург появился гатчинский посад (обозначен цифрой 5), в котором жили дворцовые служители. В ноябре 1796 года посад Гатчина стал городом дворцового ведомства. Павел начал создавать образцовый город и содействовал его процветанию одновременно со строительством дворца и планировкой парка.


Площадь Дворцового парка (на макете он обозначен цифрой 7) составляет 143 гектара, причём четвёртую часть всей территории (36 гектаров) занимают озёра. Благодаря проектам архитекторов Антонио Ринальди, а затем Винченцо Бренны этот парк гармонично сочетает пейзажный и регулярный стили. Работы здесь вели такие садовые мастера как Чарльз и Джон Сперроу, Джеймс Гекет, Федор Гельмгольц. По письмам и воспоминаниям современников Павла, можно судить о восторженных впечатлениях русских и иностранных путешественников, отмечавших благородство парковых пейзажей и кристальную чистоту воды.


Площадь более чем в 4 гектара охватывают Лесной и Водный лабиринты (обозначенные цифрой 39). Водный лабиринт состоит из 4 искусственных островков, разделённых прихотливым узором водных проток шириной от 7 до 12 метров.


Следуя далее вдоль озера, мы попадаем на остров Любви с павильоном Венеры (цифра 19), на создание которого, как считается, Павла вдохновило не только путешествие по Франции, но и картины знаменитого французского художника, одного из ярких представителей стиля рококо Антуана Ватто. Остров Любви отрезан от территории парка прямым каналом, который подчёркивает рукотворное происхождение острова. На острове Любви был разбит регулярный сад с прямыми аллеями и площадками, предназначенными для скульптуры. По своей форме он напоминает вытянутый треугольник, вершина которого отмечена павильоном. Павильон Венеры был возведён в 1793 году. Его внешний облик с небольшими отступлениями повторяет павильон из резиденции принца Конде, но внутреннее убранство было создано независимо от оригинала.


К правобережной части парка относится также Березовый домик с Порталом маска (на макете обозначены цифрой 20). Портал Маска, возведённый в 1797 году архитектором Бренной, представляет собой сооружение в античном стиле, сложенное из блоков пудостского камня и украшенное гладкими колоннами. Высота портала девять метров, а ширина – тринадцать, что позволяет спрятать за ним фасад павильона Берёзовый домик, который кажется на первый взгляд простой поленницей, сложенной из берёзовых дров. Подобные архитектурные сюрпризы были характерны для романтических пейзажных парков 18 века. Павильон-шутка был построен по проекту работавшего в Гатчине художника Анри Франсуа Виолье в 1780-х годах. Внешне имитируя поленницу берёзовых дров, внутри павильон поражает изысканным интерьером 25-метрового зала с зеркалами и росписями, создающими иллюзию увитой розами беседки.


На границе Дворцового парка в 1798 году каменных дел мастер Джованни Висконти по проекту архитектора Бренны возвёл ещё одни ворота (на макете цифра 21). Их имя определила близость к павильону Берёзовый домик – ворота получили название Березовых, хотя и были сложены из пудостского камня. Ворота были созданы по типу древнеримских, триумфальных арок. Первоначально два пилона ворот завершались смотровыми площадками, с которых открывался вид на парк, озера, дворец.

На макете рядом с Берёзовыми воротами обозначены регулярные насаждения. Это Аптекарские огороды Блюментроста. В 1716 году Гатчинская мыза по распоряжению Петра 1 была передана для нужд царской аптеки, а затем оставалась в собственности личных врачей императора, так с 1719 по 1732 год она принадлежала доктору И. Л. Блюментросту. Здесь он выращивал растения, необходимые для изготовления лекарств.


Для теплолюбивых растений на другом берегу Белого озера была возведена Лесная оранжерея (на макете цифра 32) - масштабное прямоугольное в плане здание из глыб черницкого известняка с фасадной стеной, прорезанной пятью застеклёнными арочными проемами. Павильон был перестроен Бренной в 1796 году из прежней оранжереи орловской усадьбы. В гатчинской Лесной оранжерее выращивали цитрусовые и лавровые деревья, а также различные виды экзотических растений и цветов. Летом часть деревьев в кадках выставляли перед павильоном и в придворцовых садах. Такими парадными оранжереями гордились и показывали их гостям.


Недалеко от Лесной оранжереи расположен земляной Зеленый театр или Амфитеатр (на макете обозначен цифрой 31). Увлечение античным искусством, свойственное 18 веку повлияло на появление в парках прямо под открытым небом театров, напоминавших древнегреческие. Гатчинский амфитеатр имел арену диаметром 65 метров, земляной вал, окружающий её, достигал 3 м в высоту. Амфитеатр предназначался для проведения «рыцарских каруселей» - театрализованных зрелищ, участники которых проделывали верхом на лошадях сложные перестроения и упражнения. Автором проекта Амфитеатра выступил Николай Александрович Львов. К сожалению, архитектору не удалось осуществить проект до конца: помешала преждевременная смерть Павла I.


Длинный остров разделяет Белое озеро, обозначенное на макете цифрой 35, на две части. Здесь обращает на себя внимание открытая ротонда павильона Орла, (цифра 26), возведённый по проекту архитектора Бренны в 1792 году. Второе наименование - Тампль – отражало роль Гатчины как резиденции главы мальтийского рыцарского ордена, которым являлся Павел Петрович. В плане павильон представляет собой круг диаметром около 8 метров, высота полусферического купола – около 3, 5 метров. Мраморная колоннада была увенчана одноглавым орлом, удерживающим щит с вензелем императора.


Рядом находится один из самых живописных мостов Дворцового парка - Горбатый мост (обозначен цифрой 27), возведённый в 1801 году архитектором Андреяном Захаровым в самом широком месте Белого озера. Крутой арочный пролет моста переброшен через двадцатипятиметровую протоку. Своей изящной формой гатчинский мост напоминает знаменитые венецианские горбатые мостики, что должно было стать для Павла Петровича напоминанием о его путешествии по Италии, во время которого он побывал и в Венеции.


Напротив моста на левом берегу озера возвышается Чесменский обелиск (обозначенный на макете цифрой 33). Он был спроектирован архитектором Ринальди и установлен здесь в середине 1770-х годов в честь героического сражения в Чесменской бухте, которым руководил Алексей Орлов – брат тогдашнего владельца Гатчинской мызы. Десятиметровый обелиск вытесан из различных пород мрамора и гранита.


Северо-западной части Дворцового парка присвоено название «Сильвия», что в переводе с латыни означает «лес» (на макете парк обозначен цифрой 8). От Дворцового парка он был отделён каменной стеной и Сильвийскими воротами (на макете цифра 28), которые разграничивали пейзажный и регулярный парки. Ворота из пудостского камня были возведены в 1794 году Кирьяном Пластининым по проекту Винченцо Бренны. Работы в Сильвии велись под руководством садового мастера Джеймса Гекета. Планировка парка была довольно сложной и предусматривала сооружение «зеленых кабинетов», лабиринтов, цветочных партеров, миниатюрных прудов, гротов и каскадов.


На территории парка Сильвия находятся два здания хозяйственного назначения: Птичник (обозначен на макете цифрой 29) и Ферма (обозначенная цифрой 30). Эти постройки должны были не только отвечать своему прямому назначению, но и соответствовать архитектурному стилю дворцово-пакового ансамбля. По проекту архитектора Андреяна Захарова оба здания получили облик парадных садовых павильонов. В конце 18 века кроме каменного корпуса Фермы здесь располагались коровник, служебные флигели, большой птичий двор, где разводили павлинов, фазанов, индюшек и прочую птицу. Часть этих птиц служила живым украшением парка, другая же часть подавалась к столу.


Недалеко от Птичника, ниже по течению реки Колпанки в 1799 году был создан искусственный каскад и построен мост, названный Каскадским (на макете обозначен цифрой 22). Автор этого ансамбля – Николай Александрович Львов. Каскад представлял собой подобие руины греческого храма, разрушенного водой. Подобные сооружения были излюбленным украшением пейзажных парков того времени. Со временем каскад был полностью разрушен.


Также до наших дней не сохранилась ещё одна, типичная для парков 18 века, постройка – Холодная ванна, обозначенная на макете цифрой 23. Холодная ванна упоминается в документах дворцового архива ещё в середине 1790-х годов, а в 1799 году архитектор Андреян Захаров выполнил новый проект этой постройки. Павильон представлял собой прямоугольный бассейн длиной 8,5 и шириной 3,5 метра, ограждённый каменным барьером и перекрытый полуротондой. Строительство павильона не было завершено и прекратилось после смерти Павла.


Для различных видов охоты в Гатчине к северу от Дворцового парка был благоустроен парк «Зверинец» (обозначен цифрой 9). Зверинец – лесопарк площадью около 400 гектаров, который с запада на восток пересекают три широкие прямые просеки.

Работы здесь были начаты ещё при графе Орлове, который был страстным любителем охоты. В 1790-е годы в Зверинце содержались олени, водились зайцы и дикие козы, было доставлено даже несколько верблюдов. Павел Петрович не чувствовал особенной склонности к охотничьей забаве, но придворная охота была излюбленным развлечением того времени, и он иногда принимал в ней участие.


В завершение нашей экскурсии перенесёмся в южную часть парка на берег Чёрного озера, обозначенного на макете цифрой 34. Здесь на перешейке длиной 150 метров между двумя озёрами: Черным и Филькиным (на макете оно обозначено цифрой 36) находится один из интереснейших гатчинских памятников павловского времени: Приоратский замок (на макете обозначен цифрой 11).

Создание замка тесно связано с историей Мальтийского ордена. После Французской революции 1789 года орден потерял часть своих владений. В 1792 году принц Конде, Великий приор Мальтийского ордена, был вынужден бежать из Франции и эмигрировал в Россию. Принца Конде и великого князя Павла Петровича связывали тесные дружеские отношения, они состояли в переписке, и приор обратился за помощью к Павлу.

Тогда и было решено построить Приорат, что-то вроде небольшого католического монастыря, возглавляемого настоятелем-приором. Оригинальный проект здания принадлежал Николаю Александровичу Львову.

Павел, к тому времени уже вступивший на престол, был в 1798 году избран великим магистром мальтийского ордена. В том же году по уникальной технологии был возведён Приорат.

В наши дни Приоратский дворец – это единственное сохранившееся в России архитектурное сооружение, построенное по землебитной технологии. Строительный материал в виде кирпичей из спрессованной земли оказался очень практичным и дешёвым, землебитные стены возвели всего за три месяца.

Однако принц Конде так и не приехал в гатчинский Приорат.

При Павле дворец использовался для размещения императора и его сыновей во время военных маневров.

Парк благодаря дворцу тоже получил название Приоратского. Он был создан в пейзажном стиле. Как и в Дворцовом парке, в его композиции центральное место занимают озёра.


Итак, именно в конце 90-х годов ХVIII века из лесных массивов по берегам озёр и рек сформировался комплекс гатчинских парков: Дворцового, Приоратского, парков «Зверинец» и Сильвия. Гатчина получила титул города.

В ходе нашей экскурсии мы лишь кратко описали достопримечательности дворцово-паркового комплекса. Если вас интересует более подробная информация, вы можете обратиться в краеведческий отдел нашей библиотеки.

Аудиогид

 


↑ Наверх