В 1961 году IX конгрессом Международного института театра был установлен Всемирный день театра - World Theatre Day, который проходит 27 марта.
Выставка «Без грима и в гриме», подготовленная медиатекой, включает в себя материал, рассказывающий об отечественном театре.
В экспозицию вошли, главным образом, биографические книги. Воспоминания и впечатления тех, кто находился или находится внутри театральной жизни, внутри самого процесса создания спектакля, представляют большой интерес для заядлых театралов, для всех, кто любит Театр. Привлекают читателей и театральные дневники, но в то же время они – постоянное поле для дискуссий: корректно или нет печатать заметки человека, который пишет их день за днем, год за годом? Ведь они содержат сведения не только об авторе дневника, но и о людях, с которыми ему довелось встречаться, работать. Такие нравственные задачи каждый решает самостоятельно.
Лишь небольшая часть книг, посвященных театру и его служителям, представлена на выставке "Без грима и в гриме". 30 марта - последний день ее работы. Но фонды ЦГБ им. А. И. Куприна открыты для вас, дорогие читатели. Приходите, выбирайте, читатйте!
Обратимся вначале к книгам, рассказывающим об истоках русского театра. История русского театра. – М.: Эксмо, 2011. – 480 с., ил. Несмотря на то, что официальной датой создания театра в России принято считать 30 августа 1756 года /в этот день императрица Елизавета Петровна подписала Указ об учреждении в Петербурге «Русского для представления трагедий и комедий публичного театра»/, драматург, режиссер Николай Николаевич Евреинов (1879-1953) придерживался иной точки зрения. По его мнению, начало русского театра следует искать «в обрядово-драматических действиях, достигших у русского народа огромной выразительности и оригинальной художественной формы».
В книге - статьи Н. Н. Евреинова об обрядовом театре крестьянской Руси, церковном театре Московской Руси, театре при Петре I, Екатерине II, о режиссерах и актерах – его современниках. В книгу включены также очерки по истории Большого театра.
Митрофанов А. Никто не стрелял в суфлера. За кулисами русского театра. – М.: Изд. Навона, 2019. – 320 с. Писатель и краевед Алексей Митрофанов предлагает читателю пройти за кулисы русского театра конца XIX - начала XX века. В книге показан особый мир – мир людей, увлеченных, эмоциональных, зачастую не видящих грани между сценой и реальной жизнью. Читатель узнает о репертуаре Большого и Малого театров, Александринки и Мариинки, театров Костромы, Ярославля, Рязани, увидит, как выглядели их зрительные залы, была ли разница между поклонниками этих театров. Неотъемлемой частью театральной жизни были скандалы и интриги. И об этой ее стороне узнает любопытный читатель. А какие имена встречаются на страницах книги: А. П. Чехов, О. Л. Книппер, Л. Н. Толстой, Ф. И. Шаляпин, М. Ермолова и многие-многие другие!
Опочининъ Е. Н. Театральная старина. Историческiя статьи. Очерки по документамъ. Мелочи и курьезы. – Изд. Секачев В., 2021. – 290 с. В репринтном издании редакции журнала «Развлеченiе» 1902 года - театральные истории, рассказанные на основе документов «высокого интереса и несомненно исторического значения» хранителем библиотеки Общества любителей древней письменности Евгением Николаевичем Опочининым (1858—1928). Автор переносит читателя во времена минувшие: древне-русские мистерии, первые театральные представления при царе Алексее Михайловиче, театр петровского времени, постройка «комедиальной храмины». Читатель узнает не только о репертуаре первых театров, входных билетах, но также о закулисной жизни отечественной сцены, о быте русских артистов.
А теперь отправимся в путешествие по театрам. Долгихъ И. Путеводитель по театру и его задворкам. – М.: АСТ, 2016. – 256 с. Актер и писатель Илья Долгих с большим юмором рассказывает о том, как он совмещал учебу в театральном институте и «работу рабочим» в театре, во время которой он мог наблюдать за актерской жизнью, отношениями внутри театрального коллектива.
Заславский Г. Москва театральная. Путеводитель. – М.: Астрель, 2009. – 320 с. Журналист Григорий Заславский написал чрезвычайно остроумную книгу-путеводитель по московским театрам. Книга вышла в свет почти 15 лет назад, часть информации уже не так актуальна, но это не лишает ее занимательности. Оригинальные иллюстрации художественного руководителя театра «Бродячий вертеп» Александра Грефа, фотографии актеров и режиссеров сопровождают путешествие читателя по театральной жизни Москвы.
Караченцов Н. Я не ушел… - М.: Эксмо, 2017. – 480 с. На страницах этой книги читатель не найдет «путеводителя по профессии», раскрывающего «секреты успеха». Актер Николай Караченцев, который известен зрителям по десяткам ролей в театре и кино, назвал ее «записками на ходу». В этих «записках» – воспоминания о театре «Ленком», портреты Олега Янковского и Александра Абдулова, Инны Чуриковой и Александра Збруева, Геннадия Полока и Евгения Леонова, и многих других, с кем довелось ему работать. Но актер не успел дописать книгу. Часть вторая – «Преодоление» - написана его супругой Людмилой Поргиной.
Перелистаем страницы книг, посвященных одному из культовых театров. Абелюк Е., Леенсон Е. «Таганка: личное дело одного театра». - Новое литературное обозрение, 2007. - 648 с. Книга целиком построена на документах: статьях театральных критиков, записях репетиций, стенограммах художественных советов и заседаний, зрительских письмах. В нее включены фотографии не только из театральной жизни, но и жизни страны — времени, в которое творил свое искусство Театр на Таганке.
Высоцкая И. А. Мой брат Владимир Высоцкий. У истоков таланта. - М.: Астрель, 2013. – 192 с., ил. Книга Ирэны Высоцкой - это очень личные воспоминания о двоюродном брате. Уникальные фотографии и документы /многие из которых публикуются впервые/ сопровождают рассказы о родителях великого артиста, о женщинах, сыгравших значительную роль в его жизни.
Захарчук М. А. 11 звезд Таганки. – М.: Эксмо, 2021. – 352 с. Журналист Михаил Захарчук посвящает свой труд самым известным людям, чья творческая жизнь прошла, главным образом, в стенах Театра на Таганке. Его история началась в здании электро-театра «Вулкан», построенного в 1912 году архитектором Густавом Гельрихом. Нешуточные страсти кипели в этом театре: менялись названия - «Московский театр драмы и комедии», «Театр на Таганке», «Содружество актеров Таганки»; руководство - Александр Плотников, Николай Дупак, Юрий Любимов, Анатолий Эфрос, Николай Губенко; актеры - Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Леонид Филатов, Зинаида Славина… Эти и другие имена встретит читатель на страницах книги - со многими из них автор был знаком.
Золотухин В. С. Таганский домовой. – М.: Зебра Е, 2013. – 704 с., ил. Более тридцати лет отражено в автобиографической книге Валерия Сергеевича Золотухина, который вел дневник на протяжении всей своей жизни. В этой книге охвачен период с 29 января 1966 года до 17 января 2000 года, действующие лица - Юрий Любимов, Анатолий Эфрос, Владимир Высоцкий, Леонид Филатов, Николай Губенко, Алла Демидова, Андрей Вознесенский и многие, многие другие…
Слово искусствоведам, театральным критикам. Бубнова М. Неизвестный Станиславский. Материалы к постановкам, мотивы декораций, эскизы костюмов, гримы. – М.: БОСЛЕН, 2018. – 228 с., ил. Марфа Бубнова - ведущий российский специалист и исследователь наследия К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, директор Музея Художественного театра - знакомит читателя с редкими зарисовками из книг, рисунками с натуры, эскизами декораций к спектаклям, которые были сделаны великим реформатором русского театра.
Казьмина Н. Другие. Режиссеры и их спектакли. – М.: Прогресс-Традиция, 2019. – 344 с., ил. Наталья Казьмина - театральный критик, театровед, автор статей о современном театре, одна из немногих, «по-настоящему разбирающихся в театральном искусстве» /М. Левитин/. Она не успела выпустить ни одной книги, но оставила огромный архив. Книга содержит 34 главы: это и беседы с Г. Волчек, С. Враговой, Д. Крымовым, и статьи о С. Голомазове, А. Бородине, В. Гульченко, С. Женоваче, А. Калягине, Е. Камбуровой, Р. Козаке, А. Левинском и др.
Кушниров М. Мейерхольд: Драма красного Карабаса. – М.: Молодая гвардия, 2018. – 380 с., ил. Жизнь Мейерхольда - автора собственного театра, уникального метода театральной игры - многократно описана им самим, его современниками, театроведами. Но всесторонне рассказать о «маге и волшебнике театра» никому не под силу. И появляются новые книги, исследующие творчество Мейерхольда. Предлагаем читателям познакомиться с работой историка кино Марка Кушнирова.
Николаевич С. Театральные люди. – М.: АСТ, 2019. - 425 с. Театральный роман о режиссерах, художниках и спектаклях написан журналистом, театральным критиком, в разные годы работавшим в журналах "Советский театр", "Огонёк", "Домовой", "ELLE", "СНОБ". Среди героев книги Сергея Николаевича - Майя Плисецкая, Алиса Фрейндлих, Роман Виктюк, Лиля Брик, Алла Демидова, Инна Чурикова, Кирилл Серебренников, Елизавета Боярская…
Симонов Е. Р. Наследники Турандот. Театр времен Булгакова и Сталина. – М.: Родина, 2020. – 336 с. История театра им. Евгения Вахтангова, блистательная и драматичная, рассказана Евгением Рубеновичем Симоновым - сыном и преемником великого Рубена Николаевича Симонова. Его воспоминания /главного режиссера Театра имени Евгения Вахтангова, художественного руководителя Театра Дружбы народов, главного режиссера молодежной студии, педагога Щукинской театральной школы, драматурга/ – ценнейший материал для исследователей театрального искусства. С особой любовью написаны страницы, на которых он представляет своего отца - «не в одиночестве, а в окружении людей чрезвычайно разнообразных, с которыми он был связан и работой, и дружбой»: Цецилию Мансурову, Бориса Щукина, Павла Антокольского, Бориса Захаву, Михаила Булгакова, Николая Эрдмана, Юрия Олешу… В книгу включены стихи Е. Р. Симонова.
Симонова-Партан О. Е. Ты права, Филумена! Вахтанговцы за кулисами театра. – М.: ПРОЗАиК, 2012. – 320 с., ил. К истории семьи Симоновых обращается в своей книге Ольга Евгеньевна Симонова-Партан, которая продолжает театральную династию. Отправиться «в путешествие в прошлое» ей помогают личные воспоминания, переписка родителей - Евгения Рубеновича и актрисы Валерии Николаевны Разинковой, фотографии, дневники.
Мацкявичюс Г. Преодоление. – М.: РИПОЛ классик, 2010. – 544 с., ил. Театральный режиссёр Гедрюс Мацкявичюс - создатель Театра пластической драмы. Родившись из древней традиции пантомимы, его театр создавал новые миры. В этой книге вы услышите голоса тех, кто был причастен к этому уникальному явлению в истории театрального искусства. Всего 16 лет жил театр, у которого не было своего помещения, в котором играли непрофессиональные актеры. Тем не менее, он был известен не только в России, но и в зарубежных странах. Спектакли «Преодоление» (по произведениям Микеланджело), «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» Пабло Неруды, «Красный конь» по мотивам живописи конца XIX – начала XX века, «Желтый звук» остались в памяти зрителей, в статьях, в фотографиях, в фильмах. |