Посетителям » Приглашение к чтению |
Если бы можно было составить сводную таблицу популярности классиков литературы у кинематографа, то первое место в ней занял бы, без сомнений, Шекспир. А началось все в один из солнечных дней 1899 года, когда вблизи набережной Темзы, «где начинается Бекингемская улица и высятся построенные в XVII веке Водяные ворота Йоркского дома… группа людей в пышных старинных костюмах расположилась картинной композицией перед непонятной черной коробкой, установленной на треноге. Человек, стоявший рядом, крутил рукоять этого таинственного приспособления, а «средневековые люди», преувеличенно-театрально жестикулируя, разыгрывали некое непонятное для непосвященных торжественное действо» /А. И. Липков/. Снимали три сцены спектакля исторической хроники Шекспира «Король Джон» /King John/. Главную роль исполнил Герберт Дрейпер Бирбом. Сохранился лишь фрагмент продолжительностью чуть более минуты. Сколько раз обращались к шекспировским текстам за прошедшие 125 лет, подсчитать очень трудно. Созданы сотни и сотни художественных фильмов, мюзиклов, фильмов-балетов, фильмов-опер. Многим из них еще предстоит пройти проверку временем. Но есть фильмы, уже вошедшие в историю кино как значительное явление, которое не могло пройти незамеченным и не оказать воздействия на развитие кинематографа. Предлагаем в Год 460-летия со дня рождения Уильяма Шекспира вновь обратиться к книгам и фильмам, вошедшим в историю шекспироведения. Липков А. И. Шекспировский экран: сборник. - М.: Искусство, 1975. – 251 с., ил. На момент издания книги А. И. Липкова /почти 50 лет назад/ шекспировская фильмография насчитывала свыше пяти с половиной сотен картин самого разного художественного достоинства. Автор - кинокритик, журналист, сценарист документальных и научно-популярных фильмов – говорит об экранизациях, поставленных кинематографистами России, США, Англии, Германии и других стран, но основное внимание уделяет картинам, получившим признание кинокритиков и/или зрителей. Это фильмы Лоуренса Оливье, Орсона Уэллса, Акиры Куросавы, Франко Дзефирелли, Питера Брука, Сергея Юткевича, Григория Козинцева и др. Кинокритик отмечает, что многие фильмы рождены как личным опытом их создателей, так и опытом трагедии, пережитой всем человечеством, так как для подлинного художника Шекспир — всегда современность. Коттрелл Д. Лоренс Оливье. - М.: Радуга, 1985. - 415 с., ил. Английский театровед в своей книге прослеживает путь выдающегося актера Лоренса Оливье, в чьем творчестве значительное место было отведено шекспировским ролям. Впервые он прикоснулся к драматургии Шекспира в десятилетнем возрасте, сыграв Брута в «Юлии Цезаре» на сцене лондонской школы Хора всех святых, где он обучался. В возрасте 15-ти лет Оливье появился в образе Катарины в спектакле «Укрощение строптивой» на сцене Шекспировского театра в Стратфорде-на-Эйвоне. В послужном шекспировском списке Лоренса Оливье числятся Генрих V и Ричард III, Ромео и Гамлет, Отелло и Яго, Мальволио и Меркуцио, трибун Флавий и Король Лир… Многие из этих ролей он играл в театре и в кино.
«Генрих V» был назван лучшим шекспировским фильмом той эпохи.
Последней шекспировской ролью актера, которую он исполнил в возрасте 75 лет, стала роль короля Лира в телевизионном фильме. За нее Л. Оливье получил признание критиков и премию "Эмми". Юткевич С. Шекспир и кино. – М., Наука, 1973. – 272 с., ил. Режиссер Сергей Юткевич посвятил свою книгу исследованию творчества О. Уэллса, Л. Оливье, Ф. Дзеффирелли, А. Куросавы, Г. Козинцева, чьи фильмы и театральные постановки по мотивам произведений У. Шекспира остались в истории искусства. Автор книги предлагает также свое видение того, как можно экранизировать шекспировские пьесы. Обратившись к пьесе У. Шекспира «Отелло», Юткевич стремился «найти ритмический, музыкальный, ясный и яркий эквивалент потока шекспировских страстей». Музыка композитора А. И. Хачатуряна отразила основные темы этой экранизации - героическую и любовную тему Отелло и Дездемоны, атмосферу праздников, трагические темы отчаяния. Соучастником происходящего стала и природа. Зрители впервые увидели цветную экранизацию «Отелло». За фильм, вышедший в 1955 году, С. Юткевич получил награду Каннского фестиваля 1956 года как лучший режиссер. Уэллс, О. Знакомьтесь – Орсон Уэллс. - М., Rosebud Publishing, Пост Модерн Текнолоджи, 2011. – 496 с., ил. В этой книге Орсон Уэллс, американский кинорежиссер, создатель театральных спектаклей, художник, который, по свидетельству биографов, во всех своих многочисленных странствиях неизменно возит с собой две книги — Шекспира и Библию, раскрывается как яркий и увлекательный собеседник, человек многочисленных талантов. В беседе с Питером Богдановичем /кинорежиссером, актером, писателем/ он подробно рассказывает о своей жизни, карьере в Голливуде и в Европе, о препятствиях, которые ему пришлось преодолеть, чтобы выразить свое видение трагедии «Отелло»;
Акира Куросава. М.: Искусство, 1977. - 288 с., ил. Сборник статей и бесед, интервью (Г. Козинцев, Л. Аннинский, Ж. Садуль и др.) знакомит с творчеством выдающегося японского кинорежиссера.
Еще раз перелистаем страницы книги Липкова А. И. «Шекспировский экран», чтобы вспомнить фильмы, созданные итальянским режиссёром, сценаристом, художником Франко Дзеффирелли - «Укрощение строптивой» (1967 г.) и «Ромео и Джульетта» (1968 г.) Экранизациям Дзеффирелли предшествовали спектакли. На театральной сцене он создавал «подлинность атмосферы, живую, почти неореалистическую среду.., зрители узнавали не только прекрасных шекспировских героев, но и бунтарский дух своих молодых современников». В фильме «Ромео и Джульетта» Дзефирелли «остался верен своей приверженности к яркому, красочному зрелищу». Впервые главные роли исполнили актеры почти того же возраста, что и герои трагедии Шекспира. Американский кинокритик Роджер Эберт писал, что у Дзеффирелли получился "самый увлекательный Шекспир". Картина отмечена множеством призов и премий: номинациями за лучшую режиссуру на "Оскаре" и "Золотом глобусе", "Оскар" за лучшие костюмы и лучшую операторскую работу, премии "Эмми", "Давид ди Донаталло" и Итальянского синдиката журналистов. Григорий Козинцев. М.: Искусство, 1983 Одним из самых талантливых и проникновенных исследований, посвященных Шекспиру, киноведы считают статью Григория Козинцева «Шекспир — наш современник».
Это была первая экранизация великой трагедии на русском языке. Козинцев, будучи большим знатоком творчества Шекспира, создал фильм, который был тепло принят отечественными и зарубежными зрителями и критиками. Среди наград — специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля и номинация на приз «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля - Г. Козинцеву. В 1970 году кинозрителям были представлены две экранизации пьесы «Король Лир» - Григория Козинцева и Питера Брука. «Почти одновременно с нами «Короля Лира» снимал английский режиссер Питер Брук, мы с ним постоянно переписывались. Судя по всему, картины совершенно разные. Не говоря уже о непохожести главных героев: могучего Пола Скофилда у Брука и эстонского артиста Юри Евгеньевича Ярвета, избранного нами из нескольких очень сильных артистов – претендентов на заглавную роль… Я пробовал усилить на экране голос добра. Даже в тех случаях, когда у него нет слов …» /Г. Козинцев/
Брук П. Пустое пространство. - М.: Прогресс, 1976, 239 с., ил. Книга английского режиссера театра и кино Питера Брука - режиссера «чрезвычайно разнообразного, режиссера значительного, режиссера великого» (Ю. Кагарлицкий) - о театре и зрителе, об их духовной общности, от которой зависит успех спектакля. Советским театралам посчастливилось увидеть два спектакля в его постановке: в 1955 году - «Гамлета» с Полом Скофилдом в главной роли и в 1964-м - «Короля Лира». В театральную жизнь британского актера Пола Скофилда шекспировские герои вошли еще в ранней юности, на сцене школьного театра. Король Лир в его исполнении считается одним из величайших актерских воплощений века: критики, даже не согласные с трактовкой образа, предложенной создателями этой экранизации, отмечали гипнотическую, впечатляющую мощь игры актера, показавшего Лира, полного «изысканного ужаса».
«Экранизация «Короля Лира» для Брука /режиссера Королевского Шекспировского театра/ была подготовлена всем его предшествующим опытом работы в кино и театре, в том числе и опытом постановок именно этой трагедии» (Липков А. И.), которую он поставил на сцене в начале 60-х годов. Книги о создателях шекспировских экранизаций, актерах, а также фильмы читатель найдет в медиатеке ЦГБ им. А. И. Куприна. Читайте и смотрите!
|