муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система
города Гатчины
муниципальное образование
"Город ГАТЧИНА"

Арт-календарь. «Для подлинного художника Шекспир — всегда современность»

Посетителям » Приглашение к чтению

Если бы можно было составить сводную таблицу популярности классиков литературы у кинематографа, то первое место в ней занял бы, без сомнений, Шекспир.

А началось все в один из солнечных дней 1899 года, когда вблизи набережной Темзы, «где начинается Бекингемская улица и высятся построенные в XVII веке Водяные ворота Йоркского дома… группа людей в пышных старинных костюмах расположилась картинной композицией перед непонятной черной коробкой, установленной на треноге. Человек, стоявший рядом, крутил рукоять этого таинственного приспособления, а «средневековые люди», преувеличенно-театрально жестикулируя, разыгрывали некое непонятное для непосвященных торжественное действо» /А. И. Липков/.

Снимали три сцены спектакля исторической хроники Шекспира «Король Джон» /King John/. Главную роль исполнил Герберт Дрейпер Бирбом. Сохранился лишь фрагмент продолжительностью чуть более минуты.

Сколько раз обращались к шекспировским текстам за прошедшие 125 лет, подсчитать очень трудно. Созданы сотни и сотни художественных фильмов, мюзиклов, фильмов-балетов, фильмов-опер. Многим из них еще предстоит пройти проверку временем.

Но есть фильмы, уже вошедшие в историю кино как значительное явление, которое не могло пройти незамеченным и не оказать воздействия на развитие кинематографа.

Предлагаем в Год 460-летия со дня рождения Уильяма Шекспира вновь обратиться к книгам и фильмам, вошедшим в историю шекспироведения.


Липков А. И.

Шекспировский экран: сборник. -  М.: Искусство, 1975. – 251 с., ил.

На момент издания книги А. И. Липкова /почти 50 лет назад/ шекспировская фильмография насчитывала свыше пяти с половиной сотен картин самого разного художественного достоинства. Автор - кинокритик, журналист, сценарист документальных и научно-популярных фильмов – говорит об экранизациях, поставленных кинематографистами России, США, Англии, Германии и других стран, но основное внимание уделяет картинам, получившим признание кинокритиков и/или зрителей. Это фильмы Лоуренса Оливье, Орсона Уэллса, Акиры Куросавы, Франко Дзефирелли, Питера Брука, Сергея Юткевича, Григория Козинцева и др.

Кинокритик отмечает, что многие фильмы рождены как личным опытом их создателей, так и опытом трагедии, пережитой всем человечеством, так как для подлинного художника Шекспир — всегда современность.


Коттрелл Д.

Лоренс Оливье. - М.: Радуга, 1985. - 415 с., ил. 

Английский театровед в своей книге прослеживает путь выдающегося актера Лоренса Оливье, в чьем творчестве значительное место было отведено шекспировским ролям. Впервые он прикоснулся к драматургии Шекспира в десятилетнем возрасте, сыграв Брута в «Юлии Цезаре» на сцене лондонской школы Хора всех святых, где он обучался. В возрасте 15-ти лет Оливье появился в образе Катарины в спектакле «Укрощение строптивой» на сцене Шекспировского театра в Стратфорде-на-Эйвоне.

В послужном шекспировском списке Лоренса Оливье числятся Генрих V и Ричард III, Ромео и Гамлет, Отелло и Яго, Мальволио и Меркуцио, трибун Флавий и Король Лир… Многие из этих ролей он играл в театре и в кино.

Фильм «Генрих V» (1944 г.), в котором Оливье выступил как режиссер и актер, отмечен несколькими премиями: Национального совета кинокритиков США /лучший фильм и лучший актёр Лоренс Оливье/, специальной премией «Оскар»  за выдающийся вклад Лоренса Оливье в создание фильма в качестве актёра, продюсера и режиссёра. В 1947 году в Большом зале Бекингемского дворца состоялась торжественная церемония, во время которой Королевский меч притронулся к плечу преклонившего колено актера Лоренса Оливье. Отныне он именовался «сэром Лоренсом Оливье, кавалером рыцарства». Его оружием было искусство.

«Генрих V» был назван лучшим шекспировским фильмом той эпохи.

Множество наград получил фильм «Гамлет» (1948 г.), в котором Оливье сыграл главную роль: премия «Оскар» /лучший фильм, лучший актёр Лоренс Оливье, лучшая работа художников и декораторов, лучшие костюмы/, «Гран-при» Венецианского фестиваля 1948 года, премия итальянской критики, приз за работу оператора — Десмонду Дикенсону, за лучшую женскую роль — Джин Симмонз, сыгравшей Офелию.

Фильм «Ричард III» (1955 г.) считают «наиболее точной и классической экранизацией пьесы Шекспира, ставшей одной из наиболее волнующих постановок сюжета о злодействе и предательстве». Лоренс Оливье был номинирован на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль. Он же – режиссер этой экранизации.

 

«Отелло» (1965 г.). Премия «Оскар» Лоренсу Оливье как лучшему актеру.

Последней шекспировской ролью актера, которую он исполнил в возрасте 75 лет, стала роль короля Лира в телевизионном фильме. За нее Л. Оливье  получил признание критиков и премию "Эмми".


Юткевич С.

Шекспир и кино. – М., Наука, 1973. – 272 с., ил.

Режиссер Сергей Юткевич посвятил свою книгу исследованию творчества О. Уэллса, Л. Оливье, Ф. Дзеффирелли, А. Куросавы, Г. Козинцева, чьи фильмы и театральные постановки по мотивам произведений У. Шекспира остались в истории искусства. Автор книги предлагает также свое видение того, как можно экранизировать шекспировские пьесы.

Обратившись к пьесе У. Шекспира «Отелло», Юткевич стремился «найти ритмический, музыкальный, ясный и яркий эквивалент потока шекспировских страстей». Музыка композитора А. И. Хачатуряна отразила основные темы этой экранизации - героическую и любовную тему Отелло и Дездемоны, атмосферу праздников, трагические темы отчаяния. Соучастником происходящего стала и природа. Зрители впервые увидели цветную экранизацию «Отелло». За фильм, вышедший в 1955 году, С. Юткевич получил награду Каннского фестиваля 1956 года как лучший режиссер.


Уэллс, О.

Знакомьтесь – Орсон Уэллс. - М., Rosebud Publishing, Пост Модерн Текнолоджи, 2011. – 496 с., ил.

В этой книге Орсон Уэллс, американский кинорежиссер, создатель театральных спектаклей, художник, который, по свидетельству биографов, во всех своих многочисленных странствиях неизменно возит с собой две книги — Шекспира и Библию, раскрывается как яркий и увлекательный собеседник, человек многочисленных талантов. В беседе с Питером Богдановичем /кинорежиссером, актером, писателем/ он подробно рассказывает о своей жизни, карьере в Голливуде и в Европе, о препятствиях, которые ему пришлось преодолеть, чтобы выразить свое видение трагедии «Отелло»;

о кинофильме «Макбет» (1947 г.), снятом в павильонах студии всего за 23 дня; о постановке спектакля «Юлий Цезарь», который поразил публику и критиков новаторским подходом; о магии кино… 


Акира Куросава. М.: Искусство, 1977. - 288 с., ил.

Сборник статей и бесед, интервью (Г. Козинцев, Л. Аннинский, Ж. Садуль и др.) знакомит с творчеством выдающегося японского кинорежиссера.

Его фильм «Макбет» - «Трон в крови», или «Паучий замок», 1957 г., премия Серебряный медведь (Берлин, 1957), соединивший японскую историческую, культурную и драматическую традиции с шекспировским текстом, считается одной из лучших экранизаций У. Шекспира. Действие фильма перенесено в средневековую Японию. По словам Куросавы, он для приведения сюжета «Макбета» «в соответствие с образом мышления японцев… прибегнул к приемам театра «Но», где стиль неразрывно связан с сюжетом». Британский режиссёр Питер Брук, не раз обращавшийся к творчеству Шекспира, писал: «Не знаю, могут ли пьесы Шекспира в кино быть так же хороши, как в театре. В принципе, никому это не удалось, за исключением Куросавы. Японский “Макбет” – лучший Шекспир, какого я видел в кино».


Еще раз перелистаем страницы книги Липкова А. И. «Шекспировский экран», чтобы вспомнить фильмы, созданные итальянским режиссёром, сценаристом, художником Франко Дзеффирелли - «Укрощение строптивой» (1967 г.) и «Ромео и Джульетта» (1968 г.)

Экранизациям Дзеффирелли предшествовали спектакли. На театральной сцене он создавал «подлинность атмосферы, живую, почти неореалистическую среду.., зрители узнавали не только прекрасных шекспировских героев, но и бунтарский дух своих молодых современников».

 Несмотря на весьма вольное обращение режиссера с текстом комедии «Укрощение строптивой», работа создателей картины была отмечена наградами и номинациями: две номинации на премию "Оскар": лучшая работа художников и декораторов и лучший дизайн костюмов; две номинации на премию "Золотой глобус": лучший фильм — комедия или мюзикл, лучший комедийный актёр (Ричард Бартон) и др.

В фильме «Ромео и Джульетта» Дзефирелли «остался верен своей приверженности к яркому, красочному зрелищу». Впервые главные роли исполнили актеры почти того же возраста, что и герои трагедии Шекспира. Американский кинокритик Роджер Эберт писал, что у Дзеффирелли получился "самый увлекательный Шекспир". Картина отмечена множеством призов и премий: номинациями за лучшую режиссуру на "Оскаре" и "Золотом глобусе", "Оскар" за лучшие костюмы и лучшую операторскую работу, премии "Эмми", "Давид ди Донаталло" и Итальянского синдиката журналистов. 


Григорий Козинцев. М.: Искусство, 1983

Одним из самых талантливых и проникновенных исследований, посвященных Шекспиру, киноведы считают статью Григория Козинцева «Шекспир — наш современник».

«Гамлет». 1964 г. Режиссер рассказывает о том, какие препятствия ему пришлось преодолеть на пути к фильму «Гамлет», премьера которого состоялась к 400-летию со дня рождения Шекспира, в апреле 1964 года. Тщательно продумывались декорации и костюмы, музыкальное оформление, актёрский состав. В создании фильма участвовали талантливые художники и декораторы: Евгений Еней, Георгий Кропачев, Инна Зайцева, Олег Скрыпко, Евгений Якуба и др.  Костюмы сшили по эскизам знаменитого Симона Вирсаладзе. Оператор - Йонас Грицюс. Неотъемлемой частью фильма стала музыка Дмитрия Шостаковича, которая «существует как самостоятельный и равноправный участник трагедии» (Юткевич С.). Безупречна игра актеров: И. Смоктуновский, Ю. Толубеев, А. Вертинская, М. Названов, Э. Радзинь, В. Медведев, И. Дмитриев и др.

Это была первая экранизация великой трагедии на русском языке. Козинцев, будучи большим знатоком творчества Шекспира, создал фильм, который был тепло принят отечественными и зарубежными зрителями и критиками. Среди наград — специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля  и номинация на приз «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля - Г. Козинцеву.


В 1970 году кинозрителям были представлены две экранизации пьесы «Король Лир» - Григория Козинцева и Питера Брука. «Почти одновременно с нами «Короля Лира» снимал английский режиссер Питер Брук, мы с ним постоянно переписывались. Судя по всему, картины совершенно разные. Не говоря уже о непохожести главных героев: могучего Пола Скофилда у Брука и эстонского артиста Юри Евгеньевича Ярвета, избранного нами из нескольких очень сильных артистов – претендентов на заглавную роль… Я пробовал усилить на экране голос добра. Даже в тех случаях, когда у него нет слов …» /Г. Козинцев/

«Король Лир», 1970 г. Сценарий и постановка Григория Козинцева, режиссер Иосиф Шапиро. Художники: Евгений Еней, Всеволод Улитко, Симон Вирсаладзе. Композитор: Дмитрий Шостакович. Актеры: Юри Ярвет, Эльза Радзиня, Галина Волчек, Валентина Шендрикова, Олег Даль и др. Награды: Главный приз «Золотая статуэтка крылатого тура» — Григорий Козинцев (МКФ в Тегеране, 1972), Премия за лучшую мужскую роль — Юри Ярвет (МКФ в Тегеране, 1972), Приз «Серебряный Хьюго» — Григорий Козинцев (МКФ в Чикаго, 1972), Золотая медаль — Григорий Козинцев (МКФ в Милане, 1973)


Брук П.

Пустое пространство. - М.: Прогресс, 1976, 239 с., ил.

Книга английского режиссера театра и кино Питера Брука - режиссера «чрезвычайно разнообразного, режиссера значительного, режиссера великого» (Ю. Кагарлицкий) - о театре и зрителе, об их духовной общности, от которой зависит успех спектакля.

Советским театралам посчастливилось увидеть два спектакля в его постановке: в 1955 году - «Гамлета» с Полом Скофилдом в главной роли и в 1964-м - «Короля Лира». В театральную жизнь британского актера Пола Скофилда шекспировские герои вошли еще в ранней юности, на сцене школьного театра. Король Лир в его исполнении считается одним из величайших актерских воплощений века: критики, даже не согласные с трактовкой образа, предложенной создателями этой экранизации, отмечали гипнотическую, впечатляющую мощь игры актера, показавшего Лира, полного «изысканного ужаса».

В 1970 году Питер Брук экранизировал трагедию «Король Лир», главную роль исполнил Пол Скофилд.

«Экранизация «Короля Лира» для Брука /режиссера Королевского Шекспировского театра/ была подготовлена всем его предшествующим опытом работы в кино и театре, в том числе и опытом постановок именно этой трагедии» (Липков А. И.), которую он поставил на сцене в начале 60-х годов.


Книги о создателях шекспировских экранизаций, актерах, а также фильмы читатель найдет в медиатеке ЦГБ им. А. И. Куприна. Читайте и смотрите!

       


↑ Наверх