муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система
города Гатчины
муниципальное образование
"Город ГАТЧИНА"

Арт-календарь. "Кинематограф Куприна"

Посетителям » Приглашение к чтению

Александр Иванович Куприн был не только свидетелем зарождения отечественного кино, но и одним из тех писателей, к творчеству которых обратились создатели первых фильмов: его рассказы с ярко выраженными сюжетами были хорошим материалом для экранизации. Куприн также проявил интерес к новому виду искусства:

«Я очень люблю кинематограф и, признаться, не без удовольствия "играл" как-то…».


Киношутка «Посрамленный Жакомино, или Жакомино жестоко наказан» была снята весной 1913 года в Гатчине, во дворе дома Куприна. Писатель выступил в качестве киносценариста и киноактера. Фотографии со съемок киноюморески были напечатаны в журнале «Огонек» (1913, 5 мая): «эта лента какими-то судьбами продана в кинематограф», что очень возмутило Куприна.

Сегодня на экранах живут десятки фильмов по произведениям Александра Куприна. Это и экранизации-версии, и фильмы, снятые по мотивам произведений, - картины удачные и неудачные, прославленные и навсегда забытые. Некоторые не сохранились, и о них можно судить только по рассказам современников и высказываниям в прессе того времени. Говоря об экранной судьбе произведений Куприна, нельзя назвать ее безусловно счастливой. Зачастую создатели фильмов обращались с текстом писателя вольно, чем очень огорчали его. 


1910

Один из первых русских художественных фильмов по повести Куприна «Поединок» (1905) был выпущен в 1910 г. фирмой братьев Патэ (сценарий В. Коненко, режиссер А. Метр). /Московское отделение фирмы «Братья Пате» — российский филиал французской компании Pathe, который занимался производством собственных и распространением зарубежных кинофильмов в России/. В ролях: А. Лесногорский — Ромашов, З. Мамонова — Шурочка, Николай Васильев — Николаев, Лидия Сычёва, Николай Веков.

Молодое киноискусство опиралось на великую театральную традицию России. В первых фильмах участвовали актеры Александринского театра, Московского Малого театра, Московского Художественного театра.

В дальнейшем повесть «Поединок» неоднократно привлекала внимание кинематографистов: в 1915 году на экраны вышла картина, которую вскоре изъяли из проката за чересчур реалистическое изображение жизни царской армии. В 1927 году «Поединком заинтересовался Голливуд». «Переговоры длились почти год. Отец пошел даже на то, чтобы изменить «Поединок», сделать фильм со счастливым концом, как требовали законы Голливуда», - вспоминает дочь писателя Ксения Куприна в книге «Куприн – мой отец». Но фильм не был поставлен.

«Поединок» 1957. Режиссёр Владимир Петров. Первые роли в кино Евгения Евстигнеева (Петерсон) и Эрнста Романова (офицер). В фильме также снимались Ирина Скобцева — Александра Петровна Николаева, Шурочка, Юрий Пузырёв — Юрий Алексеевич Ромашов, подпоручик, Михаил Названов — Владимир Ефимович Николаев, капитан, Николай Комиссаров — полковник Шульгович, командир полка, Андрей Попов — Василий Нилович Назанский, поручик, Лидия Сухаревская — Раиса Александровна Петерсон, Глеб Стриженов — Михин, подпоручик.


В 1982 году режиссёром Иосифом Хейфицем по повести «Поединок» был поставлен фильм «Шурочка» /Киностудия «Ленфильм»/.

2012 год. По мотивам повести "Поединок" режиссёр Игорь Черницкий снял фильм «Подпоручикъ Ромашовъ / Подпоручик Ромашов». 


В ролях: Анатолий Просалов, Алёна Бабенко, Богдан Ступка, Владимир Гостюхин, Александр Михайлов, Игорь Черницкий, Георгий Штиль, Андрей Харитонов. На XVIII РКФ "Литература и кино" /Гатчина/  фильм отмечен Призом Центра Национальной Славы России и фонда Андрея Первозванного.


1914
«Трус». Впервые напечатан в «Синем журнале», 1914, No 19

В 1914 году Александр Куприн был приглашен в сценарный отдел кинофабрики А. Ханжонкова для переговоров о постановке фильма по рассказу «Трус».

В главной роли снимался известный драматический актер Илья Уралов (настоящая фамилия Коньков). Артист театра В. Ф. Комиссаржевской, в 1907-1911 гг. работал в МХТ, затем - в Александринском театре.  Журнал «Сине-Фоно»: «Блестящая страница в истории русской кинематографии — выпуск художественной ленты. Только гений А. Куприна! Только великолепная постановка товарищества «Русская лента»!»

Но А. И. Куприн в письме в журнал «Жизнь и театр» отметил: «Кроме моего имени и заглавия, нет ничего похожего на мой рассказ».


1915

Аналогичная история произошла в 1915 году с 4-серийной постановкой «Ямы» /фирма В. Функе «Русское кинематографическое товарищество»/. Немая кинодрама режиссёра Михаила Мартова /предположительно/.

В главных ролях (фото не из фильма): Мария Горичева (Люба). Работала в провинции в труппе братьев Адельгейм, в московском Театре Корша.

Фильму предшествовала шумная реклама с упоминанием имени писателя: «Богатая постановка по специальному сценарию А. Куприна, написанному автором по его нашумевшему роману <...> Величайшая сенсация сезона…».
Картина была выпущена по сценарию неизвестного автора еще в мае 1915 года, но цензура запретила ее показ. В департамент полиции поступил донос за подписью: «Отцы и матери своих детей», где указывалось, что «синематограф служит лучшим и любимым развлечением подростков и детей, а картина «Яма» Куприна — сплошной разврат. Покорнейше просим обратить внимание на картину и не допустить наших детей до того ужаса <...>» (Перегудова З. Политический сыск России. 1880 — 1917. — М. — 2000. — С. 330). Представитель фирмы приехал в Гатчину и пригласил Куприна на закрытый просмотр фильма, состоявшийся 2 июля. Из интервью Куприна газете Биржевые ведомости, 1915, 3 июля: «Сценарий написан не мною. Исчезла вся моральная и психологическая сторона повести, а сам фильм — нечто вроде пространного путеводителя по злачным местам». Указав, что фильм «потерял резкость оригинала» и не может быть вреден для юношества, а, наоборот, поучителен, он просил разрешить выпуск в свет этой ленты, как одного из средств в борьбе с проституцией. Но запрет не был снят». Н. Фонякова. Куприн в Петербурге-Ленинграде.
«Порнографического элемента не наблюдается, но постановка лишена всякого культурного и художественного значения». — «Кинобюллетень», 1918.
Фильм не сохранился.


«Гионские сестры». 1936.

 Режиссер Кэндзи Мидзогути, японский кинорежиссёр. Наравне с Акирой Куросавой он признан крупнейшим мастером японского кинематографа. Вольная экранизация романа «Яма» переносит действие в Японию, в один из районов Киото – Гион, где расположены «веселые дома». Главные героини – две сестры-гейши. «Гионские сестры» считаются вершиной довоенного японского кино.


«Яма». 1990.

Экранизацию по мотивам одноимённой повести А. И. Куприна осуществила на киностудии им. А. Довженко режиссёр Светлана Ильинская, пригласив прекрасных актеров: Любовь Рудневу, Валентину Талызину, Евгения Евстигнеева, Олега Меньшикова, Ирину Цывину, Татьяну Догилеву и др. «Я люблю «Яму», хотя она успеха мне не принесла, потому что ее никто не видел. А мне жаль, потому что это Куприн, это классика, это замечательная компания, это талантливый киевский режиссер Светлана Ильинская, хотя мне не все, безусловно, нравится и я не во всем согласна с ней. И все же жаль, что фильм затерялся в нынешнем беспрокатье». Т. Догилева.


1915

Известны две экранизации «Гранатового браслета».

"Гранатовый браслет". 1915. Немая кинодрама Николая Маликова. Сценарист Э. Бескин. В главной роли - актриса Ольга Преображенская. В ролях: П. Кашевский, А. Вербин, Жура Алин, Ричард Болеславский. Критикой фильм был оценен неоднозначно. Фильм не сохранился, поэтому мы не можем судить, кто из критиков того времени прав: тот, кто считал фильм вялым, недостаточно интересным или тот, кто отмечал, что «картина прошла в Москве с успехом у публики».

Вне всякого сомнения, большой интерес зрителей вызвал фильм «Гранатовый браслет» режиссера Абрама Рома, вышедший на экраны в 1964 году.


1915

Фильм режиссера Николая Арбатова /сценарий А. Каменского/ по одноименной повести «Олеся» (1898) не сохранился. В главной роли снялась Таиса Липовская. "Кинобюллетень", 1918, стр.23: «Инсценировку нельзя считать удачной, автору не удалось выявить внутреннего смысла данного произведения, оно превращено в банальный романтический эпизод; массовые народные сцены неудачны».


«Колдунья». 1956. Большой успех у кинозрителей имела экранизация «Олеси», осуществленная режиссером Андре Мишелем, сценаристами Полем Андреота, Жаком Компанеецем, Кристиной Имбер. В главных ролях снялись Марина Влади — Инга, Морис Роне — Лоран Брюлар, Николь Курсель — Кристина Люндгрен, Мишель Эчеверри и др.

Но критика не была столь благосклонной: «Участие Марины Влади создало этой картине всемирный успех. А жаль! С Куприным так не шутят… Пропало все! Все как есть! Кроме, может быть, обаятельной актрисы и ее изумляющей прически. Иначе и быть не могло. Полесская цыганка Олеся возможна только в России. Ясным лесным духом, холодком и свежестью овеяна полесская повесть Куприна…И сама Олеся - чудная, простая, обаятельная, светлая девушка» (Ю. Домбровский). Искажение авторского замысла не повлияло на успех у зрителей. Фильм получил почетный приз «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля.


«Олеся». 1970. Режиссер Борис Ивченко. В главных ролях: Людмила Чурсина и Геннадий Воропаев.


1916

  После выхода на экраны фильма «Гувернантка» (1916) по рассказу "Впотьмах" (1893) писателя осаждали репортеры, но его отзыв в вечернем выпуске «Биржевых ведомостей» был отрицательный. Куприн сделал заявление по поводу приписываемого ему авторства сценария: «Никогда не сделал ни одного сценария. За инсценировку моих произведений не отвечаю и поражен бесцеремонностью, в борьбе с которой опускаешь руки» (Биржевые ведомости. — 1916. — No 15526. — 28 апреля.


1928

Фильм "Накануне" (1928 г.) - первая экранизация рассказа «Гамбринус» (1907).  Режиссер: Григорий Гричер-Чериковер. Производство: ВУФКУ (Одесса).

Актеры: Амвросий Бучма, Петр Масоха, Юрий Шумский, Мария Дюсиметьер и др. Фильм не сохранился.


В 1990-м году режиссёр Дмитрий Месхиев создал одноименный фильм по мотивам «Гамбринуса».

В ролях: Михаил Безверхний, Нина Русланова, Ирина Розанова, Александр Трофимов, Борис Плотников, Виктор Павлов, Лев Борисов, Эрнст Романов.


1955

Детской киноаудитории был адресован фильм «Белый пудель», который в 1955 году был поставлен на Одесской киностудии по одноимённому рассказу Александра Куприна. Режиссеры: Марианна Рошаль, Владимир Шредель. В ролях: Виктор Кольцов, Володя Поляков, Михаил Глузский, Георгий Милляр и др. Рассказ впервые был опубликован в 1904 году в журнале "Юный читатель".

 


Спустя 30 лет вновь обратились к этому произведению.

Фильм «Любимец публики» (1985) снят по мотивам рассказа «Белый пудель».
Автор идеи: Александр Згуриди, Нана Клдиашвили. Главные роли: Анатолий Ромашин, Кирилл Головко-Серский, Амаяк Акопян, Альгимантас Масюлис, Нонна Терентьева, Юрий Саранцев, Игорь Кашинцев и др. Киностудия «Центрнаучфильм».


1984. «И вот пришёл Бумбо…»

Художественный Фильм-сказка. Поставлен на Киностудии «Ленфильм» режиссёром Надеждой Кошеверовой по мотивам рассказа Александра Куприна "Слон" (1907) и его ранних рассказов.


1991

Балаклавским рыбакам, с которыми А.И. Куприн часто выходил в море, он посвятил очерки «Листригоны» (1907-1911). По мотивам очерков "Листригоны" на Одесской киностудии был снят фильм "Господня рыба" (1991). Фильм снимали в Балаклаве, Фиоленте.

Режиссер Вячеслав Колегаев. В ролях: Наталья Корчагина, Моисей Василиади, Евгений Герчаков, Виктор Пименов, Дмитрий Наливайчук и др.


2005

"Мелюзга". 2005 г. Режиссер Владимир Морозов. Студия "Рой". По одноименному рассказу А. И. Куприна (1907).

В ролях: Алла Клюка, Валентина Березуцкая, Валентина Ананьина, Дмитрий Муляр, Александр Коршунов, Михаил Петухов, Татьяна Пискарева, Никита Тарасов, Александр Баринов.


2014

«Куприн». В фильмах (13 серий) телекомпании «Красный квадрат. Кино» и студии «Русский проект», объединенных образом писателя Куприна, переплетены судьбы героев из разных произведений: «Яма», «Гранатовый браслет», «Без заглавия», «Святая любовь», «Телеграфист», «Юнкера», «Поединок» и др. Режиссеры: Владислав Фурман, Андрей Эшпай, Андрей Малюков. Актеры: Михаил Пореченков, Антон Шагин, Катерина Шпица, Светлана Ходченкова, Наталья Егорова, Максим Аверин, Елизавета Боярская, Максим Суханов, Евгений Цыганов, Екатерина Вилкова, Роман Мадянов, Никита Ефремов и др.


↑ Наверх