муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система
города Гатчины
муниципальное образование
"Город ГАТЧИНА"

Арт-календарь. «На темы Гоголя»

Посетителям » Приглашение к чтению

Интересные и неожиданные встречи ждут читателя на выставке «На темы Гоголя», которая оформлена в медиатеке ЦГБ им. А. И. Куприна и посвящена 215-й годовщине со дня рождения Николая Васильевича Гоголя.

Книги, представленные на ней, рассказывают об иллюстраторах произведений великого писателя. Его произведения всегда вызывали огромный интерес художников, каждый из них искал и находил свои смыслы в гоголевских текстах и по-разному интерпретировал их.


Курбатов В.Я. А. А. Агин. - Л.: Художник РСФСР, 1979. - 74 с., ил.

Одним из первых обратился к тексту поэмы «Мертвые души» художник, «рисовальный учитель» Александр Алексеевич Агин (1817-1875). В книге историка искусств Владимира Яковлевича Курбатова – рассказ о жизни Агина, основанный «на фактах времени и художественной истории». Сведений о художнике сохранилось не так много. Его творческая жизнь охватывает всего несколько лет – с 1844 по 1849. За это время он создал иллюстрации к «Ветхому Завету», «Мертвым душам», исполнил эскизы рельефов к памятнику И. А. Крылову в Летнем саду в Санкт-Петербурге. Автор книги называет художника Агина «лучшим читателем Гоголя». Русская иллюстрация именно с него «стала не служанкой, а союзницей литературы, единомышленницей».

104 иллюстрации Агина были выгравированы на дереве ксилографом Евстафием Ефимовичем Бернадским.

При жизни Гоголя отдельными изданиями были напечатаны «Сто рисунков к поэме Н. В. Гоголя „Мёртвые души“». Лишь по истечении срока действия исключительных авторских прав на сочинения Гоголя, принадлежащих петербургскому издателю А. Ф. Марксу, вышло два издания поэмы с рисунками А. А. Агина


«О «Мертвых душах» все идут толки, прения. Они разбудили Русь. Она теперь как будто живет» /из письма М. С. Щепкина Н. В. Гоголю/.


По «собственной живой памяти» изобразил гоголевскую Россию художник Петр Михайлович Боклевский (1816-1897). Вершиной его творчества считаются альбомы иллюстраций к поэме «Мертвые души», над которыми он начал работать в 1860-х годах. Впервые 23 акварельных портрета гоголевских героев были напечатаны в московском журнале «Пчела», в 1879 году семь рисунков опубликовал журнал «Живописное обозрение». Впоследствии иллюстрации Боклевского были представлены в разных изданиях собраний сочинений Н. В. Гоголя. В документальной повести Е. Крупина «Я жил среди них…» – рассказ об этом художнике, о роде Боклевских.

Крупин Е. Н. "Я жил среди них..." - Рязань: Моск. рабочий. Рязан. отд-е, 1985. - 192 с., ил.


Очевидцем гоголевского времени был и художник Петр Петрович Соколов (1826-1905). Известны его рисунки к «Старосветским помещикам», «Портрету», «Запискам сумасшедшего». В шестидесятых годах XIX века художник создал к повести «Тарас Бульба» шесть рисунков в акварели, по которым затем выполнил шесть автолитографий (1869 г.). Творчество П. С. Соколова было высоко оценено еще при его жизни, востребовано оно и сегодня: с его иллюстрациями вышел в 2004 году том «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Спицына О. Петр Петрович Соколов. - М.: Искусство, 1953. - 116 с., ил.


Самым первым иллюстратором повести «Тарас Бульба» исследователи творчества Гоголя считают украинского поэта и художника Тараса Григорьевича Шевченко (1814-1861). Он посвящал Гоголю свои стихи, написал его портрет, «всегда читал Гоголя с наслаждением...» /из письма к княжне В. Н. Репниной от 7 марта 1850 г./, хотя им так и не пришлось встретиться.

Т. Г. Шевченко. Встреча Тараса Бульбы с сыновьями. Гос. Эрмитаж (Санкт-Петербург).


Лучшими иллюстрациями к этой повести историк искусств Владимир Васильевич Стасов считал работы Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926) – «…столько выразилось тут настоящей малороссийской народности, живописности, типичности и таланта».


Первым иллюстратором, обратившимся к повести «Вий», был скульптор и график Михаил Осипович Микешин (1836-1896).

В 1870-х годах он редактировал сатирический журнал «Пчела», где публиковал свои рисунки к произведениям Н. В. Гоголя. 12 рисунков отображают главные события «Вия». Позднее художник создал два рисунка к «Страшной мести» для альбома «Фантастические повести Гоголя» /журнал «Север», СПб., 1892)/. 


В 1874-1876 годах вышли четыре выпуска альбома «Вечера на хуторе близ Диканьки» с автолитографиями художников Владимира Егоровича Маковского (1846-1920) - 11 работ, Константина Александровича Трутовского (1826-1893) - 10 работ, Ивана Николаевича Крамского (1837-1887) - 2 работы.

Первый выпуск был посвящен «Пропавшей грамоте», второй - «Страшной мести», третий - «Сорочинской ярмарке» и четвертый - «Вечеру накануне Ивана Купалы». В подготовке альбома участвовали также художники Илларион Михайлович Прянишников, Константин Егорович Маковский, Дмитрий Николаевич Чичагов. Был задуман и пятый выпуск, посвященный «Ночи перед Рождеством», но он, к сожалению, не был издан. В собрании Русского музея сохранились четыре рисунка В. Е. Маковского, которые были подготовлены для этого выпуска.

Художники-передвижники неоднократно обращались к творчеству великого писателя. По мотивам «Майской ночи» И. Н. Крамским написана картина «Русалки». Известно также, что художник работал над иллюстрациями к «Тарасу Бульбе»: сохранились несколько подготовительных набросков. 


Первое произведение, проиллюстрированное Ильей Ефимовичем Репиным (1844-1930), - «Записки сумасшедшего»: «…Я принялся за Гоголя и такого наслаждения еще ни разу не получал от него, особенно от его малороссийских вещиц» /из письма к В. В. Стасову/. В 1870 году он создал пять карандашных рисунков Поприщина, героя повести, измученного тяжелыми воспоминаниями.  В тексте «Записок» нет авторской характеристики этого персонажа, в отличие, например, от героев «Мертвых душ», которых Гоголь достаточно подробно описывает, и читатель, добавив к этим описаниям свое воображение, легко может представить их.

Изображенный эпизод повести Репин сопровождает цитатами (не всегда дословными) из дневника Поприщина. Через несколько лет художник вновь обратился к образу этого героя – в 1882 году он написал картину «Поприщин», которая экспонировалась на Одиннадцатой передвижной выставке в 1883 году. К этому времени «Записки сумасшедшего» уже получили сценическое воплощение — в создании гоголевского образа существенную роль сыграли В. Н. Андреев-Бурлак (актер, чтец и писатель) и О. А. Правдин (актёр и театральный педагог), который «читал „Записки сумасшедшего“ и у Репина — он же и позировал перед ним» /по свидетельству художника Н. И. Мурашко, друга Репина/.

К гоголевским сюжетам художник обращался на протяжении многих лет: в 1871 году он создал четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» для книги, вышедшей в издании С.-Петербургского комитета грамотности; в 1890 году - рисунок «Андрий и панночка» (Русский музей), акварель «Отъезд Тараса Бульбы с сыновьями в Сечь» (Русский музей); в 1926 году написал картину «Солоха».


Каждая эпоха по-своему читает классиков. Богат и интересен мир гоголевских героев, созданный художниками 20 века.

Константин Иванович Рудаков (1891-1949) – иллюстрации к «Ревизору» и «Мертвым душам». 


Свой язык для живописной интерпретации «Записок сумасшедшего» нашел художник Александр Александрович Алексеев (1901-1982): «Перед нами своеобразный художественный темперамент, индивидуально и по-новому сумевший подойти к бредовому элементу гениального гоголевского рассказа» (П. Д. Эттингер, худ. критик).

С творчеством этого художника, «безвестного русского, известного француза», знакомит книга, представленная на выставке.

Башмаков А. И., Башмаков М. И. Художник книги Александр Алексеев. - СПБ: 2010. - 208 с.


Непосредственные зрительские впечатления от спектакля «Ревизор» Московского художественного театра (1908 г.) отразил в своем полотне художник Борис Дмитриевич Григорьев (1886-1939). Роль Хлестакова блестяще играл актер Михаил Чехов.


Евгений Адольфович Кибрик (1906-1978), создавший серии иллюстраций к произведениям «Тарас Бульба», «Петербургские повести», в книге «Работы и мысли художника» рассказывает о своей работе над образом Тараса Бульбы. Читатель узнает о том, как рождался графический образ, как велись поиски моделей.


Грустный юмор, трагизм и сочувствие к гоголевским героям - в серии рисунков к «Петербургским повестям», «Мертвым душам», созданной Кукрыниксами, - творческим коллективом графиков и живописцев /художники Н. А. Соколов (1903-2000), П. Н. Крылов (1902-1990) и М. В. Куприянов (1903-1991)/.


Художник Виталий Николаевич Горяев (1910-1982), внимательно прочитав Гоголя, «убедился в живучести типичных проявлений пошлости» и напросившись «ему в соавторы», проиллюстрировал «Петербургские повести» и «Мертвые души».

Из книги В. Горяев. Графические серии. Пушкин. Гоголь. Достоевский: «художник вместе с автором петербургских повестей горько улыбается, глядя на абсурдные происшествия, происходящие в домах и на проспектах северной столицы. Иллюстратор воссоздает горестные истории и судьбы Пискарева, Чарткова, Башмачкина, перемежая их едкими сатирическими эпизодами из жизни поручика Пирогова и майора Ковалева…» /В. Воронов/.


Собирательный портрет России -  в серии иллюстраций к «Мертвым душам» Марка Захаровича Шагала (1887-1985). В 1927 году офорты были подарены Третьяковской галерее. С иллюстрациями Шагала была издана поэма «Мертвые души» в 2004 году. 


В экспозиции «На темы Гоголя» - не только книги, но и видеофильмы-экранизации.

В статье использованы материалы из фондов библиотеки.


↑ Наверх