муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система
города Гатчины
муниципальное образование
"Город ГАТЧИНА"

Арт-календарь. "Поэт и художник. Александр Сергеевич Пушкин в живописи, иллюстрации"

Посетителям » Приглашение к чтению

«Пушкина каждый читает по-своему и толкует, как ему хочется…» /Художник Н. Кузьмин/

Иконография Пушкина огромна: трудно назвать имя художника, который в своем творчестве не обращался бы к образу великого поэта. Но если художники – современники Пушкина могли ориентироваться на свое личное впечатление, то последующие поколения занимаются своеобразным мифотворчеством, основываясь на прижизненной иконографии поэта и собственном представлении о нем. Когда, где и при каких обстоятельствах писаны те или иные портреты Александра Сергеевича Пушкина, чей заказ выполнял тот или иной художник, зачастую так и остается загадкой.


Ксавье де Местр (?) Пушкин - ребенок.1800–1801 г.г.

…И детства милые виденья
В усталом томном вдохновенье,
Волнуясь  лёгкою толпой,
Несутся над моей главой…

Исследователи творчества Александра Сергеевича Пушкина предполагают, что самый ранний из известных портретов поэта создан художником-любителем Ксавье де Местром (1763-1852), который был частым гостем Пушкиных в 1802-1805 годах.

Надежда Осиповна Пушкина подарила миниатюру С. М. Великопольской – дочери семейного врача и друга Пушкиных, профессора медицины Московского университета М. Я. Мудрова.

Правнучка С. М. Великопольской Е. А. Чижова вручила портрет актеру московского театра им. М. Н. Ермоловой В. С. Якуту, который в 1950 году во время гастролей Московского театра им. Ермоловой в Ленинграде с большим успехом сыграл роль поэта в пьесе «Пушкин».

Затем актер передал портрет в Музей А. С. Пушкина в Москве. 


Е. И. Гейтман. Пушкин. 1822

В августе 1822 года впервые была издана поэма «Кавказский пленник». И современники А. И. Пушкина смогли увидеть портрет поэта. Получив книгу, Пушкин писал Н. Гнедичу, издателю поэмы: «Александр Пушкин мастерски литографирован, но не знаю, похож ли, примечание издателей очень лестно – не знаю, справедливо ли?»

История создания портрета во многом загадочна. Неизвестно, каким рисунком пользовался Егор Иванович Гейтман (1798-1829) для своей гравюры, кто и когда сделал набросок с юного Пушкина, в каком возрасте поэт: 12-13-летний мальчик или юноша, окончивший лицей.

Предполагали, что рисовал К. Брюллов или О. Кипренский, гравировал Е. Гейтман. Но сведений о встречах Брюллова и Пушкина до отъезда художника в Италию нет. Их познакомил Павел Нащокин в 1836 году, в Москве.    

Современные исследователи больше склоняются к мысли, что автором рисунка был Орест Кипренский.


И.-Е. Вивьен. Портрет А. С. Пушкина. 1826

Как часто позировал поэт художникам? Известно, что портретов, писанных с натуры, не так уж и много.  По мнению пушкиноведов, до 1826 года не было ни одного, достойного внимания /год возвращения Пушкина из Михайловской ссылки/. 

И.-Е. Вивьен (1793-1852), преподаватель рисования в Дворцовом архитектурном училище, литограф и миниатюрист, был известен как автор портретов П. Я. Чаадаева, В. Л. Пушкина, П. А. Вяземского, Е. А. Баратынского.

Ему и заказал Пушкин два небольших камерных портрета, один из которых он подарил Прасковье Александровне Осиповой, хозяйке усадьбы Тригорское, второй – поэту Е. А. Баратынскому.


О. А. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина. 1827

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, -
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит:
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

Этот портрет художник Орест Кипренский (1782-1936) писал по заказу Антона Дельвига в июле 1827 года в доме Шереметьева на Фонтанке.

Портрет Пушкина вызвал большие споры - одни отмечали удивительное сходство: «Лучший портрет сына моего суть тот, который написан Кипренским и гравирован Уткиным» (С. Л. Пушкин); «С Пушкина списал кипренский портрет, необычайно похожий» (Н. А. Муханов); «Вот поэт Пушкин. Не смотрите на подпись: видев его хоть раз живого, вы тотчас признаете его проницательные глаза и рот, которому не достает только беспрестанного вздрагивания» (из дневниковой записи А. В. Никитенко, посетившего академическую выставку 1827 г.).

Другие этого сходства не видели: Кипренский изобразил Пушкина «каким-то денди, а не поэтом» (К. Брюллов, по свидетельству Т. Шевченко)
После смерти поэта А. Дельвига Пушкин приобрел портрет у его вдовы. До дуэли картина висела в кабинете поэта на Мойке, после его гибели перешла к сыну Александру, затем – к внуку Григорию.

В 1916 году портрет был передан в Третьяковскую галерею.  

 


Н. И. Уткин. Портрет А. С. Пушкина с оригинала О. И. Кипренского. Фронтиспис альманаха «Северные цветы на 1828 год». 1827

Портрет кисти Кипренского могли видеть лишь близкие люди Пушкина, поэтому только с появлением гравюры Николая Ивановича Уткина (1780-1863) /по заказу А. А. Дельвига/ поэта стали узнавать современники, никогда прежде не видавшие его.


В. А. Тропинин. 1827

Судьба этого портрета довольно драматична.

Из письма С. А. Соболевского (друга Пушкина): «Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с разными фарсами (стоил он ему 350 руб.)». Перед отъездом за границу он отдал портрет на хранение друзьям. Вернувшись через пять лет, Соболевский обнаружил, что «…в великолепной рамке был уже не подлинный портрет, а скверная копия с оного, которую я и бросил в окно».

Почти 20 лет ничего не было известно о судьбе оригинала. В середине 1850-х годов портрет кисти Тропинина (сам художник засвидетельствовал, что это тот самый портрет) обнаружили в антикварной лавке. После долгих мытарств и злоключений тропининский портрет в 1909 году попал в Третьяковскую галерею. Сейчас портреты великого поэта хранятся в собрании Всероссийского музея А. С. Пушкина.

Один из современников Пушкина, писатель, историк, журналист Н. А. Полевой в «Московском телеграфе» поместил небольшую заметку.  Говоря о большом сходстве портрета с моделью, Полевой замечает, что «физиономия Пушкина столь определенная, выразительная, что всякий хороший живописец может схватить ее, вместе с тем и так изменчива, зыбка, что трудно предположить, чтобы один портрет Пушкина мог дать о ней истинное понятие».


А. П. Брюллов. Пушкин на обеде у Смирдина. Эскиз титульного листа для альманаха «Новоселье». 1832

Александр Павлович Брюллов (1798-1877), архитектор, мастер книжной иллюстрации, брат живописца Карла Брюллова, был хорошо знаком с Пушкиным.

Его рисунок запечатлел знаменитое новоселье у Смирдина 19 февраля 1832 года «на Невском проспекте, в прекрасном новом здании, принадлежащем лютеранской церкви св. Петра». Из альманаха «Северная пчела», 1832, № 45, от 26 февраля: «Сердце утешается при мысли, что наконец и русская наша литература вошла в честь и из подвалов переселилась в чертоги!» 

Вместе с писателями на это торжество были приглашены художники: С. Ф. Галактионов, Н. И. Уткин, К. А. Зеленцов — постоянные участники изданий Смирдина. Об этом мы узнаем из перечня гостей, приведенного Н. И. Гречем в «Северной пчеле», где значится 51 фамилия. Список Греча — наиболее полный и точный из всех известных.


Г. Г. Гагарин. Пушкин в кругу современников. 1832

На рисунке художника Григория Григорьевича Гагарина (1810-1893) изображен Пушкин в гостиной у В. А. и Э. К. Мусиных-Пушкиных. Художнику «счастливо удалось остановить мгновение, точно в кинокадре. Все сидящие вокруг стола будто нарочно позируют, повернувшись к художнику, и в то же время каждого из них отличает живость движения и выражения лица» /Е. В. Павлова «Пушкин в портретах»/.

О том, кто присутствовал на завтраке, можно узнать из следующего материала: https://vekavrory.ru/interesnoe/?ysclid=li0awqz9ji624571099

 


Г. Г. Чернецов. Пушкин, Крылов, Жуковский  и Гнедич в Летнем саду. 1832

В течение нескольких лет /1831-1837/ придворный художник-батальер Григорий Григорьевич Чернецов (1802-1865), выполняя заказ Николая I, писал картину «Парад и молебствие по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге».

Искусствоведы считают это грандиозное полотно с изображением 223-х портретных фигур известных писателей, художников, музыкантов, актеров, общественных деятелей /среди них - Д. В. Давыдов, И. П. Мартос, Ф. П. Толстой, К. П. и А П. Брюлловы, А. Н. Оленин, П. А. Каратыгин, братья Чернецовы и многие другие/ редкостным «по своей историко-документальной точности». Все они писаны с натуры (за исключением художника А. А. Иванова, который находился в Риме).

На этюде, приведенном здесь, - писатели А. С. Пушкин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, Н. И. Гнедич.


Рисунок Пушкина «на тонком листе бумаги остро очиненным карандашом, с авторской надписью внизу: «Александр Сергеевич Пушкин, рисовано с натуры 1832 года, апреля 15-го; ростом 2 аршина 5 вершков с половиной» /Е. В. Павлова «Пушкин в портретах»/. Вполне вероятно, что это единственное документальное свидетельство о росте Пушкина -166, 5 см.


  П. Ф. Соколов. Портрет Александра Сергеевича Пушкина. 1836

Художник Петр Федорович Соколов (1787-1848) создал огромную портретную галерею пушкинской эпохи.

Его кисти принадлежат три прижизненных портрета А. С. Пушкина. Из воспоминаний одного из первых русских фотографов С. Л. Левицкого: «Я знал Пушкина в 1832 году и лицо его запомнил хорошо, тем более что лицо у Пушкина было такое характерное, что оно невольно запечатлевалось в памяти каждого, кто его встречал, особенно же в тех, кто с известным благоговением относился к поэту. Когда же мне впервые показали акварель Соколова, я сразу сказал: это единственный настоящий Пушкин».

Предположительно, портрет был исполнен по заказу В. А. Жуковского в его квартире.


И. Л. Линев. Портрет А. С. Пушкина. 1836-1837

К последним портретам Пушкина, написанным при его жизни, пушкиноведы относят работу художника-любителя И. Л. Линева (1770-е-1839).


Несомненно, прижизненная иконография поэта наиболее ценна и интересна.

Несть числа портретам, картинам, появившимся после смерти Александра Сергеевича Пушкина, - к той или иной дате со дня его рождения или со дня кончины. Невозможно перечислить здесь все работы и их создателей. Ограничимся самыми известными именами.

К. Мазер. Портрет А. С. Пушкина. 1839

Шведский художник Карл Мазер (1803–1884) никогда Пушкина не видел, так как приехал в Россию в 1838 году. И прожил здесь 15 лет: в Ярославле, Москве; путешествовал по Волге с бурлаками;  странствовал по Сибири…

Познакомившись с литературными кругами столицы, художник исполнил множество портретов: К. П. Брюллова, М. И. Глинки, Н. В. Гоголя, Н. И. Греча, И. А. Крылова, П. В. Нащокина, А. Н. Оленина и др.

Портрет Пушкина Мазер написал по заказу П. В. Нащокина, одного из самых близких и преданных друзей поэта. Детали на картине исполнены с документальной достоверностью: диван /он стоял в кабинете поэта/, кольцо на большом пальце левой руки, пушкинский халат. Именно в нем и позировал для фигуры Пушкина сам Нащокин.


Н. Н. Ге. А. С. Пушкин в селе Михайловском. 1875.

«Мой первый друг, мой друг бесценный», - так обращался поэт к своему лицейскому другу Ивану Ивановичу Пущину (1798-1859). Последняя встреча двух близких друзей, которая произошла 11 января 1825 года, изображена на картине художника Н. Н. Ге (1831-1894), одного из организаторов "Товарищества передвижных художественных выставок".

Из воспоминаний об этой встрече И. И. Пущина: «Он, как дитя, был рад нашему свиданию… Прежняя его живость во всем проявлялась, в каждом слове, в каждом воспоминании… Я привез Пушкину в подарок «Горе от ума»; он был очень доволен этою тогда рукописною комедией, до того ему вовсе почти незнакомою. После обеда, за чашкой кофе, он начал читать ее вслух; …я с необыкновенным удовольствием слушал его выразительное и исполненное жизни чтение... Потом он мне прочел кое-что свое, большею частью в отрывках, которые впоследствии вошли в состав замечательных его пиес; продиктовал начало из поэмы «Цыганы».

 


  И. К. Айвазовский. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880

Художник Айвазовский создал цикл картин, посвященных Пушкину.

К сожалению, писать поэта с натуры ему не пришлось, хотя однажды они встретились. Это произошло в сентябре 1836 года в Петербурге, в Академии художеств, куда поэт приехал на выставку: «Узнав, что Пушкин на выставке, в Античной галерее, мы, ученики Академии и молодые художники, побежали туда и окружили его. Он под руку с женою стоял перед картиной Лебедева, даровитого пейзажиста. Пушкин восхищался ею. Наш инспектор Академии Крутов, который его сопровождал, искал между всеми Лебедева, чтобы представить Пушкину, но Лебедева не было, а увидев меня, взял за руку и представил меня Пушкину, как получившего тогда золотую медаль… Пушкин очень ласково меня встретил, спросил, где мои картины. Я указал их Пушкину; как теперь помню, их было две: «Облака с Ораниенбаумского берега моря» и другая, «Группа чухонцев на берегу Финского залива»… Тогда я его хорошо рассмотрел и даже помню, в чем была прелестная Наталья Николаевна…Мы все, ученики, проводили дорогих гостей до подъезда» (из письма И. К. Айвазовского к Н. Н. Кузьмину, 19 мая 1896 года).

В 1887 году, к 50-летию со дня гибели поэта, И. Айвазовский напишет картину в соавторстве с И. Репиным: «Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку» /Репин/.


  И. К. Айвазовский, И. Е. Репин. Прощание А. С. Пушкина с морем. 1887 г.

 «Прощай же море!

Не забуду твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы»

 


К 100-летию со дня рождения Пушкина литератором, издателем Петром Петровичем Кончаловским (1839-1904)

было задумано первое иллюстрированное собрание сочинений поэта в трех томах.

В. А. Серов. Пушкин в парке. 1899

Художник Валентин Серов создал портрет поэта для фронтисписа первого иллюстрированного издания его сочинений.

Этот рисунок карандашом, тушью и акварелью считается подлинным шедевром посмертной иконографии Пушкина.

«Поэт изображен в осеннем парке. Он как бы прислушивается к звучанию еще не оформившихся в образы поэтических мелодий. В его душе рождается отклик на «музыку» природы… Серов живо передает состояние гармонически ясного и естественного как сама природа пушкинского вдохновения» /Д. Сарабьянов, вступительная статья в книге «Валентин Серов». Альбом. – Аврора, Ленинград, 1987/


В праздновании 100-летия со дня рождения Пушкина приняли участие многие художники. Впервые обратился к иллюстрированию произведений поэта Константин Андреевич Сомов (1869-1939), художник, один из основателей общества «Мир искусства» и одноименного журнала. Он исполнил портрет Пушкина и три иллюстрации к «Графу Нулину».

 

 

К. А. Сомов. Пушкин за работой. 1899.

В своей работе художник изобразил молодого Пушкина за конторкой, с пером в руке. Акварельный портрет был помещен в журнале «Мир искусства» (№20, 1899 год). Из письма С. Дягилева к Сомову: «Спасибо тебе за удивительно интересного Пушкина».

Из дневников и писем Сомова мы узнаем, как много значил для художника Пушкин.

Он наслаждался «Евгением Онегиным», любил веселого Пушкина в «Графе Нулине» и в «Домике в Коломне». Его привлекала не только музыка стиха и легкая ирония, но и то, что в «Онегине» «чувствуется Россия, русский дух…».

Сомов находил в поэте то, что восхищало его в искусстве, в людях, что ему самому было отчасти присуще, желанно: «Какой у него /Пушкина/ всеобъемлющий ясный, трезвый ум, какая веселость, какая приятная ирония, какая культурность для его времени… И чего только он не знает и не читал…». Из письма сестре А. А. Михайловой (1932 г.): «Теперь я много с Пушкиным… Я начал внимательно его читать и изучать, начал со стихов 29-30 года… Какое восхищение! Признаюсь: я на старости лет сам стал писать стихи…»

 


Александр Николаевич Бенуа (1870–1960) – художник, историк искусства, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства»  – более десяти лет работал над циклами иллюстраций к "Медному всаднику" и "Пиковой даме".

"Пиковая дама"

«Из тьмы лесов, из топи блат...»

В 1923 году впервые издан «Медный всадник» с иллюстрациями А. Бенуа.

«…даже Пушкину было бы интересно посмотреть на блестящие рисунки Бенуа, изображающие петербургское наводнение 1824 года, которое сам поэт не мог видеть» (Н. В. Кузьмин).


Г. Г. Мясоедов. Пушкин и его друзья слушают Мицкевича в салоне З. Волконской. 1907

Голова Пушкина. Этюд к картине.

Художник Григорий Григорьевич Мясоедов (1834-1911) изобразил встречу двух великих поэтов – Адама Мицкевича и Александра Сергеевича Пушкина. Также на картине - поэты П. А. Вяземский, Е. А. Баратынский, П. Я. Чаадаев.


И. Репин. Пушкин на Лицейском акте. 1911

На картине художника Ильи Ефимовича Репина (1844-1930) запечатлен один из торжественных актов в Царскосельском Лицее - переводной экзамен 8 января 1815 года, на котором Пушкин в присутствии Г. Р. Державина читал свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе».

Работая над картиной, Репин попросил устроить инсценировку экзамена с присутствием воспитанников, директора Лицея, представителей Пушкинского общества. Среди «экзаменующихся» был правнук А. С. Пушкина, воспитанник 69-го курса Павел Кондырев.

 


«Дерзновенная мысль проиллюстрировать «Евгения Онегина» родилась у художника Николая Васильевича Кузьмина (1890-1987)

в 1928 году.

Он работал над рисунками к «Евгению Онегину» более трех лет, «консультируясь постоянно с редактором издания Мстиславом Александровичем Цявловским». Об этом художник рассказывает в своей книге «Давно и недавно», в главе «Прикасаясь к Пушкину». Общение с В. В. Вересаевым, П. П. Щеголевым, М. А. и Т. Г. Цявловскими, внимательное чтение текстов Пушкина, воспоминаний и комментариев сделали его знатоком великого поэта.

Для него первой добродетелью иллюстратора было умение читать: «При неожиданном повороте иное пушкинское слово приобретало особое сверкание…».

Иллюстрации Кузьмина появились в начале 30-х годов 20-го века. «…сделаны они без карандаша, без резинки, без калькирования – сразу пером по бумаге, то есть так же, в том же темпе, что и рисунки Пушкина на полях его рукописей…Я не подражал (попробуйте подражать!) рисункам Пушкина, а лишь следовал его методу рисования пером: сразу, без предварительного карандашного контура».

 

В «Евгении Онегине» с иллюстрациями Кузьмина главным героем иллюстраций стал А. С. Пушкин. Эта книга вышла в 1933 году к 100-летию первого полного издания всего романа в одном томе в типографии Смирдина.


Художник Петр Петрович Кончаловский (1876-1956) в течение нескольких лет собирал материал для «своего» Пушкина.

П. П. Кончаловский. Пушкин в Михайловском. 1930-1951

Он «знал каждую строку Пушкина, как знают пушкиноведы, посвящающие всю жизнь изучению этого бесценного наследства», вспоминает  дочь художника Н. П. Кончаловская.

Восемь лет писал он эту картину, затем много раз возвращался к ней, вновь дописывал ее вплоть до выставки 1951 года в залах Академии художеств. Для придания картине особой достоверности Кончаловский воспользовался воспоминаниями кишиневских приятелей поэта - А. Ф. Вельтмана и И. П. Липранди - о привычке Пушкина писать вечером и утром, сидя на диване с поджатыми ногами.

 


Имя Пушкина можно найти на многих страницах «Писем. Статей. Выступлений. Документов»

Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878-1939).

К. С. Петров-Водкин. Пушкин на набережной Невы (Пушкин в Петербурге). 1937

Первым произведением, услышанным художником в детстве, было «Прибежали в избу дети…». Затем последовали другие произведения поэта.

Позднее «открылся мне и Александр Сергеевич… Я вижу Пушкина, как живого, со всеми выходками его гения, с его злостью и красотой». В обширной библиотеке художника, несмотря на переезды, всегда было полное собрание сочинений поэта.

Трагизм, одиночество – основные мотивы в портретах, созданных художником. В статье «Пушкин и мы» он говорит о той огромной сложности, которая возникает при обращении к «чародею Пушкину», будь то создание его портрета или иллюстрации к его произведениям.

Вероятно, именно поэтому многие работы Петрова-Водкина остались незавершенными, замыслы неосуществленными.

А. С. Пушкин, К. С. Петров-Водкин, Андрей Белый. Начало 1930-х годов.

Эта работа не была завершена, о ее местонахождении нет достоверных сведений (вероятно, еще при жизни художника она попала в частное собрание в США и следы ее затерялись). Известна она только по фотографиям и подготовительным материалам, которые сохранились в архивах.


Не случаен Пушкин и в творчестве художника Николая Павловича Ульянова (1875-1949): «Всегда меня тянуло к Пушкину как источнику сложного и радостного художественного волнения».

Н. П. Ульянов. Пушкин с женой перед зеркалом на придворном балу. 1936

Первый карандашный набросок с изображением поэта появился в альбоме художника в 1906 году. Через десять лет он делает карандашный вариант своей будущей знаменитой картины «Пушкин с женой на балу». «Я помню этот день очень ясно, – вспоминал художник. – Было холодно, шёл дождь, и, как бы согреваясь теплом пушкинской темы, я стал набрасывать композицию» /из статьи «Мой Пушкин»/.

В изображении Пушкина художник шел не от портретов Кипренского и Тропинина, а скорее от маски поэта. 

В Пушкиниане Н. Ульянова нашли своё художественное отражение все этапы жизни поэта - от лицейского детства до трагической гибели.

Из Графической серии «Пушкинианы»:

Пушкин с женой в Петергофе. 1937 

  Пушкин-мальчик на дереве. 1936

Пушкин в книжной лавке Смирдина. 1949

Пушкин на ярмарке у Святогорского монастыря, 1930-е годы


Художник Шухаев Василий Иванович (1887-1973) «свободно и смело по-своему читает Пушкина и дает свою – тоже интересную и убеждающую – интерпретацию пушкинского шедевра» /речь идет о «Пиковой даме»/, - так пишет исследователь его творчества

И. Мямлин в книге «Василий Иванович Шухаев».

В. И. Шухаев. Портрет А. С. Пушкина, 1960

Значительную часть жизни художник провел во Франции. В эти годы он иллюстрировал для издательства "Плеяда" книги русских писателей: "Пиковая дама" и "Борис Годунов" Пушкина, "Первая любовь" Тургенева, "Петербургские повести" Гоголя, "Очарованный странник" Лескова, "Герой нашего времени" Лермонтова, "Скучная история" Чехова.

В 1924-1925 годах он выполнил иллюстрации к трагедии «Борис Годунов», стилизовав их под русскую икону. Издание включало в себя 17 цветных большеформатных иллюстраций, исполненных в технике раскрашенной гелиогравюры.

Книга вышла на французском языке тиражом всего 340 экземпляров. В Париже Шухаев также выполнил три эскиза декораций к спектаклю "Пиковая дама" Русской драматической труппы и эскиз декорации к "Каменному гостю". Вместе с художником А. Яковлевым он расписал концертный зал частного парижского дома на тему «Сказки А.С. Пушкина в музыке». В 1947-1948 гг. художник оформил оперу П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в Государственном театре оперы и балета им. З. П. Палиашвили.


Художник Виктор Ефимович Попков (1932-1974), посетив в октябре 1973 года Михайловское, «нашел в Михайловском созвучия своему настроению, в пушкинской поэзии – родственный взгляд на мир…».

В. Е. Попков. Осенние дожди (Пушкин). 1974

«Пушкин и Керн» 1974

Он написал несколько картин, каждая из которых – своего рода «импровизация на тему Пушкина» /цитаты из книги В. Манина «Виктор Попков»/.


Тема «Поэт и художник. Александр Сергеевич Пушкин в живописи, иллюстрации» неисчерпаема.

При написании данной статьи мы использовали материалы фонда ЦГБ им. А. И. Куприна, стараясь привлечь внимание читателя к наиболее интересной литературе:

Баева В. Николай Николаевич Ге. - М.: Директ-Медиа, 2010. – 48 с.

Валентин Серов. Альбом. – Л.: Аврора, 1987. – 271 с.

Василий Шухаев: искусство, судьба, наследие: коллективная монография/ сост.: Е. Н. Каменская, Е. П. Яковлева. – М.: БуксМАрт, 2020. – 376 с.

Гордеева М. Иван Константинович Айвазовский. - М.: Директ-Медиа, 2009. – 48 с.

Журавлева Е. В. Константин Андреевич Сомов. – М.: Искусство, 1980. – 231 с.

Константин Андреевич Сомов: Письма. Дневники. Суждения современников. - М.: Искусство, 1979. – 624 с

Кузьмин Н. Давно и недавно. - М.: Советский художник, 1982. – 504 с.

Леняшин В. А. Николай Павлович Ульянов. - Л.: Художник РСФСР, 1976. – 66 с.

Манин В. Виктор Попков. - М.: Советский художник, 1989. – 160 с.

Павлова Е. В. А. С. Пушкин в портретах в двух томах. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Советский художник, 1989. – 1-й т.:167 с., 2-й т.: 383 с.

Паустовский К. Кипренский (Из повести «Орест Кипренский»). – М.: Детская литература, 1985. – 59 с.

Петинова Е. Ф. Василий Андреевич Тропинин. – Л.: Художник РСФСР, 1987. – 216 с.

Петров-Водкин К. С. Письма. Статьи. Выступления. Документы. – М.: Советский художник, 1991. – 384 с.

Стернин Г. Ю. Илья Ефимович Репин. Альбом. - Л.: Художник РСФСР, 1985. – 256 с.


↑ Наверх