муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система
города Гатчины
муниципальное образование
"Город ГАТЧИНА"

Арт-календарь. "Видеть мир по-своему". 135 лет со дня рождения Марка Шагала

Посетителям » Приглашение к чтению

7 июля 2022 года исполняется 135 лет со дня рождения выдающегося художника Марка Шагала.

В его творчестве преломились главные события двадцатого века.

1887. Марк Шагал, которого называют «своим» и Россия, и Франция, родился и вырос в Витебске, в патриархальной еврейской семье

«Мой грустный и веселый город! Ребенком, несмышленышем, глядел я на тебя с нашего порога. И ты весь открывался мне. Если мешал забор, я вставал на приступочку. Если и так было не видно, залезал на крышу». «Вокруг церкви, заборы, лавки, синагоги, незамысловатые и вечные строения, как на фресках Джотто, Явичи, Бейлины — молодые и старые евреи всех мастей трутся, снуют, суетятся. Спешит домой нищий, степенно вышагивает богач. Мальчишка бежит из хедера. И мой папа идёт домой».


1906. Учился в городском четырехклассном ремесленном училище

Портрет М. Шагала кисти его учителя Юрия Пэна

В 1906 году Марк Шагал три месяца занимался в Школе живописи и рисунка Юрия Пэна. Работал ретушером в фотоателье.

Затем отправился в Петербург, где посещал рисовальные классы Говелия За(е)йденберга, Николая Рериха, занимался в школе Елизаветы Званцевой у Леона (Льва) Бакста и Мстислава Добужинского.


1910. Возвращение в Витебск

Вернувшись в родной Витебск, Марк Шагал написал первые картины: «Рождение», «Смерть», «Свадьба», «Свечи на темной улице»: «Город лопался, как скрипичная струна, а люди, покинув обычные места, принимались ходить над землей. Мои знакомые присаживались отдохнуть на кровли. Краски смешиваются, превращаются в вино, и оно пенится на моих холстах».

Работы Шагала заинтересовали адвоката М. М. Винавера, одного из лидеров кадетской партии, члена Государственной Думы, который помог художнику выехать в 1911 году для обучения во Францию.


1911-1912. Париж стал его "вторым Витебском"

Марк Шагал изучал творчество Эжена Делакруа, Винсента Ван Гога, Поля Гогена, но «никакая академия не дала бы мне всего того, что я почерпнул, бродя по Парижу, осматривая выставки и музеи, разглядывая витрины... В вещах и в людях — от простого рабочего в синей блузе до изощренных поборников кубизма — было безупречное чувство меры, ясности, формы, живописности».

Он познакомился с поэтами Гийомом Аполлинером и Блезом Сандраром, которые стали его близкими друзьями, помогли организовать выставки.

Он спит

Он проснулся

Вдруг, он пишет

Он берет церковь и пишет церковью

Он берет корову и пишет коровой

Сардиной

Головами, руками, ножами

Он пишет бычьим нервом

Он пишет всеми нечистыми страстями еврейской деревушки

Всей чрезмерной страстностью (sexualite exacerbee)

русской провинции…

Для Франции… (Блез Сандрар)


Мастерские La Ruche ("Улей"). Здесь жил и работал вместе с другими художниками Марк Шагал, при этом он не вступал ни в какие объединения и группы, считая, что в его живописи нет направления, а есть только «краски, чистота, любовь».


Я и деревня, 1911 год. Музей современного искусства, Нью Йорк

 Уличный скрипач, 1912-13 гг. Городской музей, Амстердам


 1913. Участие в первом Осеннем салоне в Германии

Марк Шагал участвует в первом Осеннем салоне в Германии. Знакомит публику с тремя полотнами – «Голгофа», «России, ослам и другим» и «Моей невесте посвящается».


1914. Первая персональная выставка в Берлине

На первой персональной выставке Шагала в Берлине в галерее «Der Sturm» (немецком художественном и литературном журнале, основанным Хервартом Уолденом) были представлены 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге.


Возвращение в Витебск

Прогулка, 1917-18 гг. ГРМ, Санкт-Петербург 

Женитьба на Белле Розенфельд. «Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, высокие, черные! Это мои глаза, моя душа» (из книги «Моя жизнь»).


1914-1915. Художник работает над картинами и рисунками, составившими «Витебскую серию»


1919. Организует Витебское художественное училище

По предложению Анатолия Луначарского становится уполномоченным по делам искусств в Витебске и организует Витебское художественное училище в одном из национализированных особняков. Учащиеся школы писали плакаты, рекламные вывески, расписывали стены и заборы революционными сюжетами.

 

Витебск, 26 июля 1919. Сидят слева направо: Л. Лисицкий, В. Ермолаева, М. Шагал, Д. Якерсон, Ю. Пен, Н. Коган, А. Ромм


1920-1921. Москва

Из-за творческих и идейных разногласий с Малевичем Шагал покидает Витебск и уезжает в Москву, где учит рисованию детей в колонии для беспризорников, пишет декорации для Еврейского камерного театра по рекомендации Алексея Грановского и Абрама Эфроса.


Выставки Марка Шагала в Каунасе и Берлине

1923-1930. Создание офортов к роману Н. В. Гоголя "Мертвые души"

Марк Шагал по приглашению издателя, маршана (торговца произведениями искусства) Амбруаза Воллара переезжает с семьей в Париж, где по его заказу создает офорты к «Мертвым душам» Н. В. Гоголя и посылает их в дар Третьяковской галерее (96 офортов): «Дарю Третьяковской галерее со всей моей любовью русского художника к своей родине…».


1931. Начало работы над циклом "Библейские послания"

По предложению А. Воллара художник начинает работу над иллюстрациями к Библии. Марк Шагал едет в Палестину, Сирию и Египет, делает документальные зарисовки. Они легли в основу цикла «Библейские послания». Над серией гравюр, которые изначально задумывались черно-белыми, художник работает в течение десяти лет.
Мечта создать иллюстрации к Библии зародилась у М. Шагала еще в 20-е годы: «С ранней юности я был очарован Библией. Мне всегда казалось, и кажется сейчас, что эта книга является самым большим источником поэзии всех времен. С давних пор я ищу ее отражение в жизни и искусстве. Библия подобна природе, и эту тайну я пытаюсь передать» - из Каталога к открытию музея «Библейское послание» в Ницце.
«Ребенком я чувствовал, что во всех нас есть некая тревожная сила. Вот почему мои персонажи оказались в небе раньше космонавтов» - из статьи М. Шагала «Все это есть в моих картинах», Литературная газета, 1985 г.


В Париже на французском языке с авторскими иллюстрациями выходит книга «Моя жизнь», написанная художником в Москве в 1921-1922 годах.

На русском языке автобиография Шагала увидела свет лишь в 1994 году.


1933. Публичное сожжение нацистами произведений Шагала на выставке «Большевизм в культуре» в Мангейме.

1937. Марк Шагал принимает французское гражданство.

1941. По приглашению Музея современного искусства в Нью-Йорке переезжает  с семьей в США.

1942-1945. Создание декораций  к балету «Алеко»

По заказу Американского театра балета создает декорации и костюмы к балету «Алеко» (музыка П. И. Чайковского) и к балету Игоря Стравинского «Жар-птица».


1944. Невосполнимая утрата

Смерть жены Беллы. Ее памяти посвящены картины «Моей жене» (1944), «Свадебные свечи» (1945), «Душа города» (1945) и «Крыши» (1953)


1947. Возвращение во Францию

Отныне постоянным местом жительства художника и его жены Валентины Бродской становится Сен-Поль-де-Ванс

 


1952. Издание "Басен" Лафонтена

«Териад» издает «Басни» Лафонтена, над этим циклом офортов Марк Шагал работал по заказу коллекционера А. Воллара в 30-е годы.


1956-1957. Издание Библии

«Териад» издает Библию с офортами Шагала (105 гравюр).


1958-1959

По заказу Гранд-Опера Марк Шагал исполняет декорации и костюмы к балету Мориса Равеля и Михаила Фокина «Дафнис и Хлоя». Создает панно для фойе Оперы во Франкфурте-на-Майне. Художника избирают почетным членом Американской академии литературы и искусств.


1960-1961

Марк Шагал работает над витражами для Иерусалимского университета


1964-1966

Плафон Гранд-Опера в Париже (1964). Мозаичное панно на фасаде Метрополитен-Опера в Нью-Йорке и панно для фойе Метрополитен-опера (1966)


1968-1970. Создание витражей для соборов в Меце и Цюрихе


1973. Приезд по приглашению министерства культуры в Советский Союз в 1973 году

Марк Шагал посетил Москву и Ленинград, передал Музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина 70 литографий. Но визит в Витебск, город его детства и юности, сохранившийся в памяти и на полотнах художника, не состоялся.


1973

Открытие Национального музея «Библейское послание Марка++ Шагала» в Ницце. Экспозицию музея составил его цикл иллюстраций к Библии.


1974-1977

Витражи для собора в Реймсе (1974).

В издательстве Ф. Мурло выходит «Одиссея» Гомера (43 цветных литографий),

в издательстве А. Соре – «Буря» Шекспира (50 черно-белых литографий).

В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции -  ордена Большой крест Почетного легиона.


1981
Марк Шагал передает в дар Эрмитажу четыре иллюстрированные им книги.


1985

Королевская академии искусств в Лондоне. Здесь в феврале-марте 1985 года прошла последняя прижизненная выставка Марка Шагала. Художник скончался на 98-м году жизни в своем доме в Сен-Поль-де-Вансе, готовя большую ретроспективу картин для экспозиции в академии. Похоронен на местном кладбище в Провансе.


Литература о жизни и творчестве Марка Шагала из фондов ЦГБ им. А. И. Куприна


↑ Наверх