муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система
города Гатчины
муниципальное образование
"Город ГАТЧИНА"

Арт-календарь. "Я был отчаянно провинциален"

Посетителям » Приглашение к чтению

13 февраля 2023 года исполнилось 150 лет со дня рождения Фёдора Ивановича Шаляпина - великого артиста, певца, реформатора оперного искусства.

Его творческий темперамент нашел свое выражение в музыке, театре, живописи, скульптуре, литературе. Шаляпина называли человеком мира, ему аплодировали зрители Европы, США, Аргентины, Китая, Японии и многих других стран.
«В преклонении перед его талантом сходились все – и обыкновенные люди, и выдающиеся, и большие. В высказываемых о нем мнениях не было разногласия. Все те же слова всегда и везде: необычайный, удивительный. И слух о нем прошел по всей земле великой… Шаляпин – богатырь. Так было. Для будущих же поколений он будет легендой» /С. Рахманинов/.
Воплотив в себе многие черты художественной культуры, Шаляпин оставил огромное творческое наследие.
Великому артисту посвящены монографии, статьи, воспоминания, его имя встречается в книгах об оперном, театральном искусстве, в литературе о художниках, композиторах. В чем природа гениальности? Где ее истоки? Этими вопросами задаются многие авторы публикаций. Они же возникают и при размышлениях о судьбах русской интеллигенции, ее связях с родной землей.

Литература, посвященная Шаляпину, была представлена на выставке в медиатеке, которая открылась 2 февраля. Читатели не обошли ее своим вниманием. Но после того, как 13 февраля на телеканале «Россия» начался показ биографического фильма о великом певце, у зрителей возникли вполне ожидаемые вопросы: а таким ли был Шаляпин на самом деле, кого любил, кого ненавидел, не «подчистил» ли он свою биографию?

Об этом и о многом другом спрашивали читатели, пришедшие в библиотеку. Предлагаем поискать ответы в книгах из фондов библиотеки.


Шаляпин Ф. И.
«Я был отчаянно провинциален…». – М.: АСТ, 2013. – 512 с.
Читатель знаком с автобиографическими книгами Шаляпина "Страницы из моей жизни" и "Маска и душа", которые читаются как увлекательный роман. Но прежде некоторые материалы о жизни артиста были недоступны. Данное издание – более полный вариант биографии Шаляпина.


Дмитриевский В.
Шаляпин и Горький. – Л.: Музыка, 1981. – 240 с.
История взаимоотношений артиста и писателя – от преданной дружбы до разрыва, причиной которого стала публикация в 1932 году книги «Маска и Душа» (хотя именно Горький побудил Шаляпина к написанию автобиографии).


Дмитриевская Е. Р., Дмитриевский В. Н.
Ф. И. Шаляпин в Москве. – М.: Моск. Рабочий, 1986. – 238 с., ил.
Авторы книги предлагают вместе с ними совершить путешествие по Москве, где прошла значительная часть жизни Шаляпина, посетить памятные места города, который сыграл большую роль в его личной и артистической судьбе.


Дмитриевский В. Н., Катеринина Е. Р.
Шаляпин в Петербурге - Петрограде. – Л., Лениздат, 1976. – 264 с., ил.
О первых успехах и неудачах артиста, творческих поисках, судьбоносных встречах с писателями, музыкантами, художниками – в книге, основанной на мемуарных, газетных и журнальных материалах.


Петелин В.
Восхождение: Документальное повествование о молодом Шаляпине. – М.: Советский писатель, 1989. – 560 с.
Книга литературоведа В. В. Петелина основана на реальных событиях, которые происходили в жизни великого певца: его стремительное восхождение «к вершинам вокального искусства и вокально-сценического мастерства» - от роли Стольника в «Гальке» С. Монюшко до незабываемых образов Бориса Годунова М. Мусоргского и Ивана Грозного в «Псковитянке» Римского-Корсакова. На страницах этого биографического романа читатель также встретится с С. Рахманиновым, С. Мамонтовым, А. Куприным, В. Гиляровским, Т. Щепкиной-Куперник, М. Врубелем и многими другими художниками и писателями.


Раскин А.
Шаляпин. – Л.-М.: Искусство, 1963. – 164 с.
Большое значение в творческой биографии Шаляпина имели его встречи с художниками – Серовым, Коровиным, Кустодиевым, Левитаном, Врубелем, Репиным и многими другими. Автор книги показывает воздействие изобразительного искусства на творчество Шаляпина, подчеркивает его безграничную творческую одаренность при работе над визуальным образом. «Его пение нельзя было только слушать. Его пение надо было «звукосозерцать».


Россихина В. П.
Оперный театр Мамонтова. – М.: Музыка, 1985. – 238 с., ил.
Это первая книга об оперном театре С. И. Мамонтова, объединившего в творческом содружестве художников, музыкантов, композиторов. В ее основе – мемуарные и эпистолярные материалы, личные встречи автора повествования с артистами, некогда прошедшими школу Мамонтова, московского купца и промышленника, страстно любящего искусство. Встречу с Мамонтовым Шаляпин считал одним из важнейших событий своей жизни. «Шаляпин был, конечно, самым большим увлечением Саввы Ивановича, который сгруппировал вокруг любимца интересных людей...» /К. С. Станиславский/. «Своему другу и учителю» Шаляпин посвятил страницы автобиографии.


К 100-летию со дня рождения Ф. И. Шаляпина были выпущены книги Янковского М. О. и Лесса А.

Лесс А. Рассказы о Шаляпине. – М.: Советская Россия. – 1972. – 176 с., илл.


Янковский М. О.
Шаляпин. – Серия: Жизнь в искусстве. Л.: Искусство, 1972. – 376 с.
Автору книги, вышедшей к 100-летию со дня рождения Ф. И. Шаляпина, посчастливилось слышать и видеть Шаляпина на сцене. Никакие записи не могут в полной мере «объяснить, в чем секрет художественного и душевного потрясения, которое испытывали слушатели-зрители в России, во Франции, в Буэнос-Айресе, в Мельбурне…».


↑ Наверх