муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система
города Гатчины
муниципальное образование
"Город ГАТЧИНА"

Приглашает медиатека

Посетителям » Приглашение к чтению

20 февраля (4 марта) 1877 года на сцене московского Большого театра в исполнении артистов императорской труппы состоялась премьера балета Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро». По мнению современников, постановка оказалась неудачной. В творческой беспомощности обвинили хореографа-постановщика Юлиуса Рейзингера, который «проявил если не искусство, соответствующее его специальности, то замечательное умение вместо танцев устраивать какие-то гимнастические упражнения. Кордебалет топчется на одном и том же месте, махая руками, как ветряные мельницы крыльями, а солистки скачут гимнастическими шагами вокруг сцены». Довольно слабым посчитали и состав исполнителей главных ролей на первых спектаклях.
Первым сценическим воплощением «Лебединого озера», достойным музыки Чайковского, принято считать петербургскую премьеру балета, поставленного в 1895 году Мариусом Петипа и Львом Ивановым. Версия выдающихся балетмейстеров Императорских театров - в основе последующих переделок и редакций.


Предлагаем познакомиться с книжно-иллюстративной выставкой «Так создавалась легенда» из цикла «Арт-искусство». В ее экспозиции – литература, посвященная 145-й годовщине со дня 1-й постановки легендарного балета Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро», истории его создания, наиболее известным исполнителям.

Балеты М. И. Петипа в Москве. – М.: Прогресс-Традиция, 2018. – 368 с., ил.
Сборник подготовлен историками балета и музыковедами к 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа, великого французского хореографа, в 1847 году переехавшего в Петербург. Его постановки и сегодня «служат практической школой исполнительского и балетмейстерского мастерства». В статьях представлен подробный анализ музыки и хореографии балетов, показанных на сцене московского Большого театра во 2-й половине 19 века, ценнейшие архивные материалы: воспоминания первых исполнителей, либретто и афиши, гравюры и литографии, фотографии.


Александр Горский: балетмейстер, художник, фотограф. Из коллекции Музея ГАБТ России. – М.: Фонд «Связь Эпох», 2018. – 272 с., ил.
Всем, кто интересуется историей театра, адресована эта книга. В ней собраны уникальные архивные материалы об одном из ведущих балетмейстеров начала XX века - Александре Алексеевиче Горском: эскизы костюмов и декораций, фотоэтюды и фотопортреты коллег и друзей. Особая роль принадлежит Горскому в постановке балета «Лебединое озеро»: он не только перенес спектакль Мариинского театра на сцену Большого театра в Москве, но и показал его в новой трактовке.


Демидов А. П.
Лебединое озеро. – М.: Искусство, 1985. – 366 с., ил.
История создания первого балета П. И. Чайковского; сценическая судьба на русской и советской сцене; подробный анализ постановки «Лебединого озера» в Большом театре при жизни Чайковского балетмейстером Рейзингером и более поздние его постановки Петипа, Горским, Вагановой, Лопуховым, Бурмейстером, Григоровичем; богатый иллюстративный материал.
Значительную часть книги составляют приложения, которые не только дают представление о разных мнениях критиков о балете, но и позволяют читателю самому выбрать наиболее близкую ему точку зрения.


Каган Г.
Вера Каралли – легенда русского балета. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2009. – 414 с.: ил.
Эта книга – настоящее открытие для любителей балета. Ее автор – литературный переводчик с немецкого языка на русский и с русского на немецкий - собрал богатейший материал о личности, жизни и творчестве звезды балета Большого театра («Лебединое озеро», «Баядерка», «Жизель», «Баядерка» и др.), актрисе немого кино (фильм-балет «Умирающий лебедь») Вере Каралли.


Кремшевская Г. Д.
Агриппина Яковлевна Ваганова. – Л.: Искусство, 1981. – 136 с., ил.
В книге изложена биография Вагановой, пройденный ею путь – от рождения в семье капельдинера Мариинского театра до звания первого профессора хореографии, создательницы знаменитой методики обучения классическому танцу. Педагог, воспитавшая цвет отечественного балета советского периода (ученицы Вагановой: Г. Уланова, М. Семенова, Т. Вечеслова, И. Дудинская, И. Колпакова и другие), в 1933 году возобновила в репертуаре Мариинского театра балет «Лебединое озеро». Имя Вагановой носит старейшая профессиональная школа страны – Академия русского балета.


Носова В. В.
Балерины. – М.: Мол. гвардия, 1983. – 286 с., ил.
Книга из серии ЖЗЛ - жизнеописание балерин Анны Павловой и Екатерины Гельцер, представительниц двух московских школ – петербургской и московской. Мемуары и письма, литературные материалы, архивные источники.


Тарасов Б.
Как создавалась легенда: тайны Галины Улановой. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 283 с., ил.
Автор книги – литературовед, доктор филологических наук - в хронологической последовательности прослеживает жизненный путь великой балерины, предоставляя слово ее коллегам, друзьям и ученикам, а также самой Галине Улановой: «Когда в молодости танцуешь «Лебединое озеро», то, обычно, бываешь еще далека от постижения всей глубины образа. А когда начинаешь понимать, как надо это танцевать, то выясняется, что ты его танцевать уже не можешь». Большую ценность имеют фотографии из Государственного академического Мариинского театра и личного архива автора.


Яковлева Ю.
Создатели и зрители.: Русские балеты эпохи шедевров. – М.: Новое литературное обозрение, 2017. – 200 с., ил.
И вновь в центре повествования – хореограф М. И. Петипа, сыгравший огромную роль в сценической судьбе «Лебединого озера». Автор книги «погружает читателя в быт театральной конкуренции и балетомании, в условности изнурительной подготовки спектаклей и темные истории о небескорыстном покровительстве», дает возможность читателям увидеть то, что видели зрители первых постановок.


Выставка «Так создавалась легенда» открыта весь февраль. Затем книги вернутся на книжные полки, где будут ждать читателей, интересующихся историей балета.


↑ Наверх