Посетителям » Приглашение к чтению |
Валентин Серов. Портрет Сергея Дягилева (фрагмент). 1904 Сергей Дягилев — один из самых знаменитых людей своей эпохи. Дворянин, музыкант, юрист, редактор, коллекционер, первый продюсер нашей страны, основатель художественного объединения «Мир искусства», создатель «Русских сезонов». «Мир искусства» По инициативе Дягилева, при поддержке меценатов Марии Тенишевой и Саввы Мамонтова, осенью 1898 года вышел первый номер журнала «Мир искусства». Из воспоминаний А. П. Остроумовой-Лебедевой: «Все истинно талантливое, художественное нашло место на страницах журнала «Мир искусства». Журнал откликался на все проявления художественной культуры...». В течение шести лет, «полных блеска и творческой зарядки», он освещал музыкальную и театральную жизнь, знакомил с произведениями художников. Сотрудниками журнала были Дмитрий Мережковский, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Исаак Левитан, Валентин Серов, Михаил Врубель, Александр Бенуа и многие другие. 1905 г. Валентин Серов. Портрет Дягилева. 1904 6 марта 1905 года в Овальном зале Таврического дворца была открыта историко-художественная выставка русских портретов XVII—XVIII веков. Готовясь к осуществлению этого проекта, Дягилев лично объехал дворцы и дворянские усадьбы. Выставку сопровождал каталог с описанием 2300 картин, справками о художниках и моделях. Оформил экспозицию Александр Бенуа. 1906. Парижский Осенний салон Елизавета Кругликова.1906 г. Выставка «Два века русского искусства и скульптуры» заняла 12 залов в Гранд-Пале и включала 750 произведений от 103 авторов. Экспозиция знакомила с иконами и работами мастеров XVIII–XIX веков, а также с картинами молодых художников: Л. Бакста, И. Грабаря, П. Кузнецова, В. Малявина, И. Репина, В. Серова, Н. Рериха, К. Сомова и др. Многие из них позднее принимали участие в создании спектаклей Русских сезонов. 1907. «Исторические русские концерты» На сцене парижской Гранд-опера прошли пять «Исторических русских концертов». В них приняли участие композиторы Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов, А. Глазунов, Ф. Шаляпин и другие. Звучали произведения М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского, А. Бородина, А. Скрябина. 1908. Опера М. Мусоргского «Борис Годунов» и открытие Русских сезонов А. Головин. Эскиз декорации к опере «Борис Годунов». 1908 В оформлении спектакля участвовали художники А. Бенуа, А. Головин, К. Юон, И. Билибин (он привез из этнографической экспедиции по Вологодской и Архангельской губерниям старинные головные уборы, расшитые сарафаны, предметы домашнего обихода). Из воспоминаний Шаляпина: «Публика вела себя удивительно, так могут вести себя только экспансивные французы — кричали, обнимали нас, выражали свои благодарности артистам, хору, дирижеру, дирекции». Русские сезоны стали «началом многолетней славы отечественного искусства за рубежом». 1909. Парижский театр Шатле В репертуар сезона впервые были включены балетные спектакли: «Павильон Армиды», «Клеопатра», «Сильфиды», «Половецкие пляски», «Пир». Мися Серт, пианистка, покровительница художников и музыкантов, помогла арендовать и обустроить театр Шатле. Новаторская хореография балетов не всем пришлась по вкусу, но все были в восторге от декораций и костюмов Л. Бакста, А. Бенуа, Н. Рериха, а также от ведущих артистов Императорских театров — М. Фокина, А. Павловой, В. Нижинского, Т. Карсавиной и др. «Успех безумный такой, что не поверить!.. признание невероятное, непостижимое…» (Бакст) 1910. Балет «Жар-птица» Леон Бакст. Эскиз костюма Жар-птицы 25 июня в Гранд-опера состоялась премьера балета «Жар-птица», во время которой впервые прозвучала музыка композитора Игоря Стравинского. Сочетание музыки, пантомимы, гротеска, классического танца (Михаил Фокин), костюмов (Леон Бакст), декораций (Александр Головин) стало «чудом восхитительнейшего равновесия между движениями, звуками и формами…» (Анри Геон). 1911. Балет «Петрушка» Союз И. Стравинского и С. Дягилева продолжался несколько лет. Композитор написал для Сезонов три балета, которые прославили его на весь мир: «Жар-птицу», «Петрушку» и «Весну священную». А. Бенуа. Декорации к балету «Петрушка» И. Стравинский о В. Нижинском: «В роли Петрушки он был самым волнующим существом, когда-либо появлявшимся передо мной на сцене». 1913. Балет "Весна священная" 29 мая 1913 года в Театре Елисейских Полей в Париже состоялась премьера балета «Весна священная» (композитор И. Стравинский, художник Н. Рерих, либретто - Стравинский и Рерих, хореограф В. Нижинский). Новаторский балет с картинами жизни языческой Руси зрители не приняли, не оценили «варварские танцы». «Такой чувственности и такого бешеного танца балетный театр еще не видел… Театр Елисейских полей, где 29 мая 1913 года состоялась премьера «Весны священной», казалось, рухнет. Зал ревел, свистел, шипел…» https://musicseasons.org/vesna-potryasshaya-xx-vek/ 1914 год. Опера-балет «Золотой петушок» Премьера оперы-балета «Золотой петушок» в Париже. Замысел А. Н. Бенуа на основе оперного либретто В. И. Бельского, музыка Н. А. Римского-Корсакова, дирижёр П. Монтё; хореография М. М. Фокина, сценография Н. С. Гончаровой, режиссёр С. Л. Григорьев. Основные исполнители оперных партий: А. И. Добровольская, В. Петров, И. А. Алчевский. Основные балетные партии: Т. П. Карсавина, А. Д. Булгаков, Э. Чеккетти. 1917. Балет «Парад» П. Пикассо. Занавес к балету "Парад". 1917 В постановке новаторского «сюрреалистического» балета «Парад» приняли участие хореограф Леонид Мясин, драматург Жан Кокто, композитор Эрик Сати, художник Пабло Пикассо (это был его театральный дебют), автор вступительного манифеста к спектаклю – поэт Аполлинер. «Скандал на премьере «Весны священной» бледнеет по сравнению с бурей, разразившейся на первом представлении «Парада». Кокто и Сати спасались от дам, стремившихся выколоть им глаза. Несколькими спектаклями 1917 года ограничилась жизнь «Парада» в антрепризе Дягилева. /Искусствовед М. Пожарская/ 1921. Балет «Спящая красавица» Лев Бакст. Эскиз костюма для «Спящей красавицы». 1921 Композитор П. И. Чайковский, постановка М. Петипа. Солистка Ольга Спесивцева. Художник Л. Бакст. 1923 г. «Свадебка». Русские хореографические сцены с пением в четырёх частях 2022 год – Юбилейный год Дягилева (150) и Стравинского (140) Фестиваль «Дягилев+» в Перми. В этом городе будущий создатель «Русских сезонов» провел свое детство. В программу фестиваля вошли показ балетов «Петрушка», «Жар-птица», концерты, мастер-классы, лекции, творческие встречи. О Русских сезонах и уникальной личности их создателя Сергея Дягилева предлагаем подборку книг из фондов ЦГБ им. А. И. Куприна Альджеранов Х. Анна Павлова. Десять лет из жизни звезды русского балета. – М.: ЗАО Центрополиграф, 2010. – 287 с. Голынец С. Лев Самойлович Бакст. – М.: ООО «БуксМАрт», 2018. – 408 с. Добужинский М. Воспоминания. – М.: Наука, 1987. – 478 с. Завьялова А. Е. Художественный мир Константина Сомова. – М.: БуксМАрт, 2017. – 208 с. Карсавина Т. Театральная улица. Воспоминания. – М.: ЗАО Центрополиграф, 2009. – 319 с. Константин Андреевич Сомов. Письма. Дневники. Суждения современников. – М.: Искусство, 1979. – 624 с. Лифарь С. Дягилев. Монография. - СПб: Композитор, 1993. – 352 с. Лифарь С. С Дягилевым. Монография. - СПб: Композитор, 1994. – 224 с., илл. Мариус Петипа. - СПб: Союз художников, 2003. – 480 с. Остроумова-Лебедева А. П. Сард Г. Вацлав Нижинский: Его жизнь, его творчество, его мысли. - М.: Этерна, 2018. – 304 с. Сергей Дягилев и русское искусство. В 2-х томах. – М.: Изобразительное искусство, 1982. Стравинская К. Ю. О И. Ф. Стравинском и его близких. – Л.: Музыка, 1978. – 232 с. Схейен Ш. Дягилев. «Русские сезоны» навсегда. – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2012. – 608 с. Фокин М. Против течения. – Л.: Искусство, 1981. – 510 с. Шаляпин Ф. Маска и душа. – М.: Вагриус, 1997. – 320 с. Эдрих Марсель. Загадочная Коко Шанель. – М.: Артист. Режиссер. Театр, 1994. - 368 с. |