муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система
города Гатчины
муниципальное образование
"Город ГАТЧИНА"

Арт-календарь. Сергей Дягилев. Штрихи к портрету

Посетителям » Приглашение к чтению

Валентин Серов. Портрет Сергея Дягилева (фрагмент). 1904

Сергей Дягилев — один из самых знаменитых людей своей эпохи. Дворянин, музыкант, юрист, редактор, коллекционер, первый продюсер нашей страны, основатель художественного объединения «Мир искусства», создатель «Русских сезонов».


«Мир искусства»

По инициативе Дягилева, при поддержке меценатов Марии Тенишевой и Саввы Мамонтова, осенью 1898 года вышел первый номер журнала «Мир искусства». Из воспоминаний А. П. Остроумовой-Лебедевой: «Все истинно талантливое, художественное нашло место на страницах журнала «Мир искусства». Журнал откликался на все проявления художественной культуры...». В течение шести лет, «полных блеска и творческой зарядки», он освещал музыкальную и театральную жизнь, знакомил с произведениями художников. Сотрудниками журнала были Дмитрий Мережковский, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Исаак Левитан, Валентин Серов, Михаил Врубель, Александр Бенуа и многие другие.


1905 г.

Валентин Серов. Портрет Дягилева. 1904

6 марта 1905 года в Овальном зале Таврического дворца была открыта историко-художественная выставка русских портретов XVII—XVIII веков. Готовясь к осуществлению этого проекта, Дягилев лично объехал дворцы и дворянские усадьбы. Выставку сопровождал каталог с описанием 2300 картин, справками о художниках и моделях. Оформил экспозицию Александр Бенуа.


1906. Парижский Осенний салон

Елизавета Кругликова.1906 г.

Выставка «Два века русского искусства и скульптуры» заняла 12 залов в Гранд-Пале и включала 750 произведений от 103 авторов. Экспозиция знакомила с иконами и работами мастеров XVIII–XIX веков, а также с картинами молодых художников: Л. Бакста, И. Грабаря, П. Кузнецова, В. Малявина, И. Репина, В. Серова, Н. Рериха, К. Сомова и др. Многие из них позднее принимали участие в создании спектаклей Русских сезонов.


1907. «Исторические русские концерты»

На сцене парижской Гранд-опера прошли пять «Исторических русских концертов». В них приняли участие композиторы Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов, А. Глазунов, Ф. Шаляпин и другие. Звучали произведения М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского, А. Бородина, А. Скрябина.


1908. Опера М. Мусоргского «Борис Годунов» и открытие Русских сезонов

А. Головин. Эскиз декорации к опере «Борис Годунов». 1908

В оформлении спектакля участвовали художники А. Бенуа, А. Головин, К. Юон, И. Билибин (он привез из этнографической экспедиции по Вологодской и Архангельской губерниям старинные головные уборы, расшитые сарафаны, предметы домашнего обихода). Из воспоминаний Шаляпина: «Публика вела себя удивительно, так могут вести себя только экспансивные французы — кричали, обнимали нас, выражали свои благодарности артистам, хору, дирижеру, дирекции». Русские сезоны стали «началом многолетней славы отечественного искусства за рубежом».


1909. Парижский театр Шатле

В репертуар сезона впервые были включены балетные спектакли: «Павильон Армиды», «Клеопатра», «Сильфиды», «Половецкие пляски», «Пир». Мися Серт, пианистка, покровительница художников и музыкантов, помогла арендовать и обустроить театр Шатле. Новаторская хореография балетов не всем пришлась по вкусу, но все были в восторге от декораций и костюмов Л. Бакста, А. Бенуа, Н. Рериха, а также от ведущих артистов Императорских театров — М. Фокина, А. Павловой, В. Нижинского, Т. Карсавиной и др. «Успех безумный такой, что не поверить!.. признание невероятное, непостижимое…» (Бакст)


1910. Балет «Жар-птица»

Леон Бакст. Эскиз костюма Жар-птицы

25 июня в Гранд-опера состоялась премьера балета «Жар-птица», во время которой впервые прозвучала музыка композитора Игоря Стравинского. Сочетание музыки, пантомимы, гротеска, классического танца (Михаил Фокин), костюмов (Леон Бакст), декораций (Александр Головин) стало «чудом восхитительнейшего равновесия между движениями, звуками и формами…» (Анри Геон).


1911. Балет «Петрушка»

Союз И. Стравинского и С. Дягилева продолжался несколько лет. Композитор написал для Сезонов три балета, которые прославили его на весь мир: «Жар-птицу», «Петрушку» и «Весну священную».

А. Бенуа. Декорации к балету «Петрушка»

И. Стравинский о В. Нижинском: «В роли Петрушки он был самым волнующим существом, когда-либо появлявшимся передо мной на сцене».


    1913. Балет "Весна священная"

    Н. Рерих. Эскиз костюмов

    29 мая 1913 года в Театре Елисейских Полей в Париже состоялась премьера балета «Весна священная» (композитор И. Стравинский, художник Н. Рерих, либретто - Стравинский и Рерих, хореограф В. Нижинский). Новаторский балет с картинами жизни языческой Руси зрители не приняли, не оценили «варварские танцы». «Такой чувственности и такого бешеного танца балетный театр еще не видел… Театр Елисейских полей, где 29 мая 1913 года состоялась премьера «Весны священной», казалось, рухнет. Зал ревел, свистел, шипел…»

    https://musicseasons.org/vesna-potryasshaya-xx-vek/


    1914 год. Опера-балет «Золотой петушок»

    Н. Гончарова. Эскиз костюмов

    Премьера оперы-балета «Золотой петушок» в Париже. Замысел А. Н. Бенуа на основе оперного либретто В. И. Бельского, музыка Н. А. Римского-Корсакова, дирижёр П. Монтё; хореография М. М. Фокина, сценография Н. С. Гончаровой, режиссёр С. Л. Григорьев. Основные исполнители оперных партий: А. И. Добровольская, В. Петров, И. А. Алчевский. Основные балетные партии: Т. П. Карсавина, А. Д. Булгаков, Э. Чеккетти.

    1917. Балет «Парад»


    П. Пикассо. Занавес к балету "Парад". 1917

    В постановке новаторского «сюрреалистического» балета «Парад» приняли участие хореограф Леонид Мясин, драматург Жан Кокто, композитор Эрик Сати, художник Пабло Пикассо (это был его театральный дебют), автор вступительного манифеста к спектаклю – поэт Аполлинер. «Скандал на премьере «Весны священной» бледнеет по сравнению с бурей, разразившейся на первом представлении «Парада». Кокто и Сати спасались от дам, стремившихся выколоть им глаза. Несколькими спектаклями 1917 года ограничилась жизнь «Парада» в антрепризе Дягилева. /Искусствовед М. Пожарская/


    1921. Балет «Спящая красавица»

    Лев Бакст. Эскиз костюма для «Спящей красавицы». 1921

    Композитор П. И. Чайковский, постановка М. Петипа. Солистка Ольга Спесивцева. Художник Л. Бакст.


    1923 г. «Свадебка». Русские хореографические сцены с пением в четырёх частях
    Музыка И. Ф. Стравинского, либретто на основе русских народных песен П. В. Киреевского, хореография Б. Ф. Нижинской, сценография Н. С. Гончаровой. Премьера состоялась в Париже 13 июня 1923.


    2022 год – Юбилейный год Дягилева (150) и Стравинского (140)

    Дом Дягилевых в Перми

    Фестиваль «Дягилев+» в Перми. В этом городе будущий создатель «Русских сезонов» провел свое детство. В программу фестиваля вошли показ балетов «Петрушка», «Жар-птица», концерты, мастер-классы, лекции, творческие встречи.


    О Русских сезонах и уникальной личности их создателя Сергея Дягилева предлагаем подборку книг из фондов ЦГБ им. А. И. Куприна

    Альджеранов Х. Анна Павлова. Десять лет из жизни звезды русского балета. – М.: ЗАО Центрополиграф, 2010. – 287 с.
    Автор книги, известный английский танцовщик Харкурт Альджеранов, вспоминает о совместных гастролях с великой балериной по странам Европы, Америки и Азии.


    Голынец С. Лев Самойлович Бакст. – М.: ООО «БуксМАрт», 2018. – 408 с.
    Монография посвящена творчеству выдающегося художника Серебряного века Льва Самойловича Бакста (1866-1924), участника объединения "Мир искусства", одного из главных героев Русских сезонов.


    Добужинский М. Воспоминания. – М.: Наука, 1987. – 478 с.
    Более 30 лет писал художник книгу, в которую «много вложил сердца и наблюдений…»: Петербург; годы учения за границей; события художественной жизни; круг «Мира искусств»; встречи с писателями, художниками, композиторами.


    Завьялова А. Е. Художественный мир Константина Сомова. – М.: БуксМАрт, 2017. – 208 с.
    Первое исследование, посвященное проблеме места западноевропейского и русского искусства прошлого и настоящего в творчестве художника Константина Сомова, одного из участников петербургского объединения "Мир искусства", всестороннему изучению его интересов в области европейского художественного наследия разных эпох.


    Карсавина Т. Театральная улица. Воспоминания. – М.: ЗАО Центрополиграф, 2009. – 319 с.
    Воспоминания балерины Тамары Карсавиной, чей образ вдохновлял многих поэтов и художников. Блестящая исполнительница партий в балетах Русских сезонов - «Жар-птица», «Петрушка», «Жизель», «Спящая красавица», «Щелкунчик» - отдельную главу своей книги посвятила Сергею Дягилеву.


    Константин Андреевич Сомов. Письма. Дневники. Суждения современников. – М.: Искусство, 1979. – 624 с.
    В сборнике – ценнейшие материалы по истории русского искусства. В нем впервые представлены неопубликованные материалы о художнике, записи петроградского периода 1917–1923 г. Дневник Сомова содержит богатую информацию о художественной жизни Петрограда, Нью-Йорка, Парижа.


    Лифарь С. Дягилев. Монография. - СПб: Композитор, 1993. – 352 с.
    Книга состоит из трех частей: в первой – родословная Дягилева, его детские и юношеские годы, во второй - эпоха «Мира искусства», в третьей – «Русский балет», первые Русские сезоны в 1909 году.


    Лифарь С. С Дягилевым. Монография. - СПб: Композитор, 1994. – 224 с., илл.
    Вторая часть монографии С. Лифаря, изданной на русском языке в Париже в 1939 году. Всемирно известный танцовщик и балетмейстер вспоминает о последних годах жизни С. Дягилева.


    Мариус Петипа. - СПб: Союз художников, 2003. – 480 с.
    Книга включает в себя ценнейший документальный материал: мемуары знаменитого балетмейстера, статьи искусствоведов, материалы газеты «Санкт-Петербургские ведомости» за 1847-1910 годы.


    Остроумова-Лебедева А. П.
    Автобиографические записки. I-II тт. – М.: Изобразительное искусство, 1974. – 632 с.
    В книге художницы представлена широкая панорама художественной жизни страны конца X I X — начала X X века. Особое внимание уделено ее современникам: С. Дягилеву, творческим объединениям «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет», художникам В. Серову, М. Врубелю, К. Сомову, А. Бенуа, М. Добужинскому и многим другим.


    Сард Г. Вацлав Нижинский: Его жизнь, его творчество, его мысли. - М.: Этерна, 2018. – 304 с.
    Перед читателем – книга французского писателя, фотографа, режиссера о «Боге танца», талантливом хореографе и постановщике.


    Сергей Дягилев и русское искусство. В 2-х томах. – М.: Изобразительное искусство, 1982.
    Многогранная деятельность С. Дягилева, вдохновителя и организатора Русских сезонов, отражена в его статьях, переписке и воспоминаниях современников. В 1-м томе - статьи, открытые письма и интервью; во 2-м - современники о Дягилеве, статьи и воспоминания о нем.


    Стравинская К. Ю. О И. Ф. Стравинском и его близких. – Л.: Музыка, 1978. – 232 с.
    В основе книги Ксении Юрьевны Стравинской, родной племянницы композитора, - дневники встреч с ним в последнее десятилетие его жизни, переписка с композитором и его близкими.


    Схейен Ш. Дягилев. «Русские сезоны» навсегда. – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2012. – 608 с.
    Голландский историк создал самую полную на сегодняшний день биографию Сергея Дягилева. Текст книги сопровождают редкие фотографии, документы, эскизы костюмов и декораций.


    Фокин М. Против течения. – Л.: Искусство, 1981. – 510 с.
    В сборник литературного наследия выдающегося русского балетмейстера начала XX века М. М. Фокина, хореографа всемирно известных балетов "Шопениана", "Жар-птица", "Петрушка", миниатюры "Лебедь" ("Умирающий лебедь"), включены мемуары, статьи, интервью, письма.


    Шаляпин Ф. Маска и душа. – М.: Вагриус, 1997. – 320 с.
    Мемуары великого певца – дневник целой эпохи, вобравшей в себя имена Римского-Корсакова, Рахманинова, Репина, Врубеля. Головина, Горького и многих других деятелей художественной культуры.


    Эдрих Марсель. Загадочная Коко Шанель. – М.: Артист. Режиссер. Театр, 1994. - 368 с.
    Писатель Марсель Эдрих, друг Коко Шанель, запечатлел живой образ Великой Мадемуазель, с большой достоверностью описал ее нрав, голос, интонации, манеру говорить.


    ↑ Наверх